Примерное время чтения: 6 минут
284

Почему не каждому дано заниматься пчеловодством

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ-Алтай" 17/08/2011

Однако во многих районах края августовская качка меда оказалась основной и единственной. Июльские дожди не позволили пчеловодам провести предварительную качку в конце июля. Тем не менее край без меда не останется.

О том, как руками отдельных людей развивается одно из важных именно для Алтая направлений сельского хозяйства, мы решили поговорить с одним из самых известных пасечников Чарышского района Яковом Эммом из предгорного села Усть-Тулатинка.

Странное лето

– Яков Александрович, как нынешнее лето отразилось на медосборе?

– Подкачало нынче лето. В степных районах, как я знаю, солнечных дней было достаточно, но у нас в предгорьях в июле лили дожди, да и ночи были холодными. Весной густо цвела акация, и мы надеялись на обильный взяток, но ударил мороз, и цветение прекратилось. Что-то случилось с погодой в последние годы.

Пчелы очень чувствительны к температуре и влаге, в прошлом году у меня из-за ливней погибли четыре пчелосемьи, поэтому в этом – присматривал за ними каждый день. Зимой, несмотря на морозы, не потерял ни одной пчелосемьи – для этого омшаник (утепленное помещение для зимовки пчел) обустроил в сенях собственного дома.

Вообще последние годы из-за погоды многие пчеловоды недополучают меду. Нектар смывает с цветов дождями, плюс ко всему многие поля, которые раньше хозяйства засевали пшеницей, овсом, гречихой, сегодня заросли бурьяном.

Поэтому теперь в год делаем одну полноценную качку, и если раньше со своих тридцати ульев я мог собрать 12-15 сорокалитровых фляг меда, то теперь набираем только шесть-семь фляг. Посмотрим, сколько получится в этот раз – думаю основную качку сделать примерно через неделю, а после буду уже готовить пчел к зиме.

– Каковы идеальные условия для развития пасеки?

– Помимо финансов и организации, важно, к примеру, правильно расположить ульи и спрогнозировать возможности пчел по сбору нектара. Пчела летает в радиусе полутора километров от улья. Может и на три километра отправиться, но тогда мед теряется – ей приходится использовать нектар для поддержания собственных сил. Также важно, чтобы у пчел был доступ к воде. Хороший пчеловод обходит ближайшие горы и смотрит, какие цветы распустились в округе. Сейчас в Усть-Тулатинке пчела может собирать мед с более чем сотни лекарственных трав. Однако не все цветы медоносные, пчела легко берет нектар на клевере, Иван-чае и голубеньких цветках, которые мы называем «синяк». Сейчас мои пчелы мед в основном с этих трав и носят, хотя вкусным мед получается еще с осота и донника. Поэтому чарышский мед получается ярким, очень насыщенным по вкусу, янтарным по цвету.

Свой мед вкуснее

– Яков Александрович, пчелы знают своего пасечника?

– Наверное, потому что я хожу по пасеке без защитных средств, но они меня не трогают. Бывает за лето всего одна пчела укусит и то, если я ее придавлю нечаянно, когда кошу травы или осматриваю рамки. На пасеке работы хватает все лето. А чужих людей, которые заезжают ко мне, сразу начинают жалить. Пчел не обманешь.

Я помню случай, который произошел в уже перестроечные годы на Кавказе. Один пасечник украл в местном магазине два мешка сахара. Этого никто не видел. Но ему что-то помешало ночью донести их до места, и он сбросил мешки в горный ключ, который бежал недалеко от магазина. Сахар стал раскисать, пчелы учуяли это и начали дружно таскать его оттуда к себе в улья. По ним и нашли вора, ведь пчеловод был в округе один.

Болеть не будет

– Много ли нужно для того, чтобы открыть свою пасеку?

– Очень много. Медогонка стоит больше 10 тысяч рублей, пчелосемья 4-6 тысяч, а еще ульи, омшаник, подкормки и прочее. Правильно найти место, обустроить хозяйство… Для того чтобы с нуля развить нормальное дело, наверное, нужен минимум миллион рублей. Я же занимаюсь пчеловодством давно и привык рассчитывать только на свои силы.

– Что мешает пчелам и пчеловодам?

– Много разных факторов. Вот появились у нас в Усть-Тулатинке маленькие слабые пчелы. Откуда не знаю, наверное, у кого-то из пасечников. Это признак того, что условия роста и содержания этих пчел отличаются от тех, которые им нужны – пчелы не вырастают, нектар собирать не могут, а мед им нужен – поэтому они пытаются воровать мед у моих пчел.

В ответ на вторжение пчелам приходится обороняться, защищать ульи – из-за этого они меньше летают на сбор меда. Найти бы этих нерадивых пасечников и объяснить им, что к чему.

Вообще, варварское отношение к пчелам стало сейчас, к сожалению, прогрессировать. Я развожу пчелосемьи и раньше продавал их тем, кому они были нужны. Но после того как посмотрел, как они с ними обращаются, – продавать перестал. Они их быстро губят, а потом опять приходят: продай пчелосемью.

Некоторые завозят на Алтай кавказскую породу пчел, которая плохо переносит зиму – после сбора меда их умерщвляют и сдают на лекарственные препараты, а на следующую весну покупают новые семьи. Я такого не понимаю.

– Во многих местах жалуются на болезни пчел, массовое их осыпание?

– Знаю, что есть такая беда. Но я стараюсь не запускать процесс ухода за пчелами, слежу за их состоянием, обрабатываю как нужно, слежу за численностью и плотностью популяции в улье. Если заботиться о пчеле и относиться к ней с уважением, она болеть не будет.

– Вы сами любите мед или он вам уже надоел?

– Знаю немало таких, которые сами мед вообще не употребляют. Едут на пасеку и берут с собой сахар. Я этого не понимаю, мед употребляю регулярно и с удовольствием. Люблю перед сном принять ложку-другую, чтобы лучше спалось, ну и с чаем, конечно, особенно зимой. Простуду им изгоняю.

Еще собираю прополис. Его настойка на спирту лечит болезни легких. Когда в Барнаул еду на осмотр к врачам, которые помогли мне победить серьезную болезнь, всегда с собой прихватываю баночку меда. Все любят с ним чай пить и все нахваливают наш чарышский мед.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах