Примерное время чтения: 6 минут
3429

Плюс в разности. Директор школы - о раздельном обучении девочек и мальчиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. "АиФ-Алтай" 23/05/2018
Девочкам необходим более неспешный размеренный ритм урока.
Девочкам необходим более неспешный размеренный ритм урока. / Александр Фирсов / АиФ

В алтайской школе уже два года практикуют раздельное обучение. За это время были переходы из смешанных классов в гендерные, а вот противоположную тенденцию педагоги не наблюдали.

«На следующий учебный год гендерные классы уже набраны», – отмечает директор бийской школы №20 с углублённым изучением отдельных предметов Елена Вирбицкас. Она рассказала АиФ-Алтай о необычном для наших дней эксперименте и его первых результатах.

В чём отличия?

Елена Чехова, АиФ-Алтай: Елена Викторовна, доказали ли два учебных года состоятельность идеи гендерного обучения?

Елена Вирбицкас: На каждой параллели мы формируем класс мальчиков, класс девочек и два смешанных класса. Право выбора остаётся за родителями, однако мы надеемся, что и мнение ребёнка ими учитывается. Подводя промежуточные итоги, можно говорить о том, что, вводя раздельное обучение, не ошиблись. Первые результаты обрадовали – качество знаний (соотношение количества ударников и отличников к общему числу обучающихся в классе) показательно. В классе девочек – 89%, в классе мальчиков – 65 %. В двух смешанных классах – 58% и 50%.

– А есть различия в обучении девочек и мальчиков?

– Конечно. Мальчики медленнее включаются в работу на уроке, но затем им необходим быстрый темп и высокая интенсивность. Они мало реагируют на эмоциональные моменты, например, на интонацию учителя. Для них необходима спокойная деловая обстановка в классе. Учитель на уроках с мальчиками должен иметь запас дополнительных разноуровневых заданий. Мальчики любят нестандартные логические задания…

Для девочек же характерны коммуникабельность, умение сочинять. Им необходим более неспешный размеренный ритм урока. Они лучше усваивают информацию, когда она уложена в понятную схему. Девочки любят слушать, для них важен образ. Они опираются на механическое запоминание, поэтому всегда учат правила.

– Видимо, учителям сложнее работать в раздельных классах?

– Сложнее с точки зрения построения хронометража урока, то есть пика активности и спада работоспособности детей, а также подбора заданий, форм и методов организации урока. В каждом классе учитель должен вести себя по-разному: эмоционально у девочек и сдержанно с мальчиками. Вместе с тем в таких классах и интересней работать, дети раскрываются по-особенному.

Новое и старое

– Для нашей страны идея учить отдельно мальчиков и девочек не нова. И до революции были раздельные учебные заведения, и в послевоенные годы в СССР. Анализировался прошлый опыт при разработке современной модели раздельного обучения?

– Хочу подчеркнуть особо: наши ученики – мальчики и девочки – не изолированы друг от друга, они общаются на переменах, общих мероприятиях и т. д. Школы в Москве, Новосибирске, Железногорске, которые работают с использованием гендерного подхода к процессу обучения не один десяток лет, не отказываются от него и имеют очень хорошие подтверждённые результаты.

– А может, гендерное обучение – некая очередная мода, интересная потому, что необычна?

– Мне кажется, что мода и образование – несовместимые понятия. Просто каждое образовательное учреждение старается подобрать такие формы и методы, которые оказывают влияние на мотивацию детей к получению знаний, создают условия для комфортного пребывания ребят в школе, способствующих здоровьесбережению. На наш взгляд, раздельное обучение в большей степени выполняет эти требования. И ещё: мы ориентируемся прежде всего на мнения психологов-практиков, которые непосредственно работают в школах, особенно, где есть такие классы. Вот их оценки и рекомендации, основанные на практических наблюдениях и исследованиях, для нас представляют ценность.

– Всегда ли идея учить разнополых детей в раздельных классах находит понимание у их родителей?

– Нет, не всегда. Первый набор проходил с большими трудностями, администрацией и педагогами была проделана большая разъяснительная работа среди родителей. Зато сегодня такие классы формируются без особого труда.

– Раздельное обучение довольно распространено в тех регионах страны, где большинство населения придерживается устоев мусульманства. В Алтайском крае таких школ – единицы…

– Не соглашусь с вами. Наших соседей – Новосибирскую область, Красноярский край – никак не отнесёшь к регионам, где большинство населения исповедует ислам. Дело в другом. Каждая школа выстраивает свою траекторию развития, стремится к обновлению. Было бы очень хорошо, если бы существовала ассоциация, объединяющая школы, применяющие гендерный подход к процессу обучения. Тогда легче бы происходил процесс обмена опытом в этом направлении.

Нет учения без воспитания

– Если говорить о современной школе в целом, то многие отмечают, что она делает упор на учебный процесс, передачу детям определённого количества знаний, при этом зачастую отстраняясь от воспитательных функций. Согласны ли с такой точкой зрения?

– Вот если бы роботы вели урок, тогда можно говорить о передаче определённого количества знаний. Я всегда учителя, ведущего урок, сравниваю с гениальным актёром или режиссёром: в каждом классе он разный, казалось бы, один и тот же «сценарий» урока всегда проходит по-разному – где-то с бурным обсуждением и выбросом эмоций, где-то степенно и размеренно, а где-то с полным отрицанием всего. И при этом в результате должны усваиваться знания по предмету и формироваться универсальные учебные действия – личностные, коммуникативные, регулятивные. Это ли не процесс воспитания во время урока?! Воспитательный процесс никогда не исчезал из школы. Он менялся, подбирались другие формы, методы работы с учётом меняющегося времени и требованиями социума. Процессы обучения и воспитания не могут существовать изолированно. На различных мероприятиях мы часто слышим от посторонних людей о том, что наши дети чуткие, умные и воспитанные. И только мы знаем, какой колоссальный труд и педагогов, и родителей способствует получению этого результата.

– Часто говорят, что всё хорошее и всё плохое в человеке закладывается в его семье. Сейчас родителями детей школьного возраста являются те, кто рос в «потерянные» 90-е и начале 2000-х годов, когда ценность семейных устоев, семейных отношений нивелировалась. Не кажется ли вам, что многих современных родителей самих надо бы учить быть хорошими семьянинами и умными родителями?

– Я согласна с этим мнением. Хорошо известны слова: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Именно поэтому мы стараемся быть открытыми для родителей наших учеников, сотрудничаем с ними, обращаемся за помощью. Всё чаще используем средства неформального образования: проводим мастер-классы, реализуем проекты, где родители получают возможность не только увидеть своих детей в иной обстановке и ином качестве, но и сами образовываются, «тянутся» за своими детьми, растут вместе с ними.

Досье
Елена Вирбицкас Окончила Бийский государственный педагогический институт по специальности «Физика и математика». Общий педагогический стаж – 32 года. В должности руководителя работает 10 лет. Имеет звание «Почётный работник сферы образования Российской Федерации».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах