Примерное время чтения: 7 минут
1739

Нарушить без штрафа. Чего пешеходу не стоит говорить инспектору ДПС

Константин Ермолин / АиФ

Многие, вольно или не вольно, совершают иногда административные правонарушения – курят в неположенном месте или шумят ночью. Но на часть нарушений полиция смотрит сквозь пальцы.

А вот переход улицы в неположенном месте иногда замечает, хотя если бы все подобные случаи в крае фиксировались, и штрафы за них поступали в местную казну, регион, вероятно, мог бы жить без государственных дотаций.

Учитывая, что к каждому гражданину персонального инспектора ДПС не приставишь, ГИБДД целенаправленно отлавливает пешеходов только в местах, где нарушения носят массовый характер. К примеру, там, где не так давно перенесли «зебру», люди к этому не успели привыкнуть, а ограждения ещё не поставили – как на улице Партизанской возле дома 124, где пешеходный переход теперь располагается ближе к центру здания. И горожанам, который выходят из арки и хотят перейти улицу, приходиться делать значительный крюк. Делают это, конечно, не все – многие нарушают часть первую статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях.

Другой пример – пешеходный светофор на улице Советской Армии в начале Павловского тракта – время работы зелёного сигнала светофора здесь настолько маленькое, что пешеходы не успевают перейти всю улицу за раз, и вынуждены, если не хотят нарушить правила дорожного движения, ждать по две минуты следующего цикла на трамвайной остановке. Поэтому некоторые нарушают.

Но чтобы не было причиной перехода улицы в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, пешеходу приходиться иногда сталкиваться с сотрудниками ГИБДД, проявляющими заинтересованность в составлении протокола об административном правонарушении.

Лучше не нарушать

Что же делать, чтобы банальный переход дороги напрямик к аптеке из-за больных, к примеру, коленей не обернулся потерей 500 рублей (таков размер штрафа)?

Главный и самый правильный совет – не нарушать правила дорожного движения. Если ближайший пешеходный переход далеко – идти к нему, если горит «красный» - ждать «зелёного», хоть до следующего рассвета.

Если ждать не получается – не попадаться. Водителям известно – если в поле зрения появился сотрудник ДПС – лучше дождаться пока пешеход полностью покинет «зебру», чем проезжать за его спиной. А преимущественно пешие граждане на ГИБДД смотрят как на защитников, не подозревая, что могут проводиться рейды и по пешеходам, да и просто переход на красный или мимо «зебры» на его глазах сотрудник правопорядка может воспринять как личный вызов. Поэтому подойдя к дороге или выйдя из автобуса, гражданину стоит осмотреться и, заметив экипаж ДПС, задать себе вопрос: зачем он здесь? После чего нехотя дойти до пешеходного перехода и перейти дорогу строго на зелёный сигнал светофора.

Но если неприятность случилась, и правонарушение было замечено? Как поступить? Можно ли сделать вид, что не заметил обращения сотрудника полиции? Практика показывает, что далеко не все пешеходы–нарушители останавливаются на требование ДПС и ко многим из них полицейский не идёт, особенно если они удаляются по уходящей траектории. Бежать за нарушителем большинство не будет – неправильное питание и нездоровые условия работы – то на загазованной улице, то в машине – не делают сотрудников ДПС мастерами по пешим догонялкам. Но всё же так поступать не рекомендуется – неподчинение требованию сотрудника полиции может обойтись любому гражданину в сумму от 500 до 1000 рублей.

Итак, пешеход задержан и его просят сесть в машину для оформления протокола. Никаких требований закона садиться в машину нет, можно и рядом постоять. Но при посадке всё сказанное и сделанное в салоне автомобиля ДПС нарушителем и инспекторами будет записано на камеру. Эта запись может пригодиться обеим сторонам.

Инспектор ДПС обязан представиться, объяснить причину остановки, должен по требованию предъявить служебное удостоверение, чтобы нарушитель мог правильно записать имя и фамилию полицейского. А вот пешеход носить, предъявлять документы или признаваться в их наличии не обязан.

Теоретически, для установления личности гражданина могут доставить в отдел полиции и промурыжить там три часа. Но на практике, если гражданин ведёт себя вежливо и адекватно, его данные об имени, фамилии, дате рождения и месте жительства будут проверять с его слов. Тут и возникает вилка возможных санкций. Если гражданин ранее, в течение года, не совершал правонарушений – то ему за переход дороги в неположенном месте могут вынести предупреждение. В отсутствии документов это более вероятно, чем после предъявлении паспорта, потому что штраф, выписанный «со слов» некого гражданина куда проще обжаловать. Однако называться именем и фамилией соседа все же не стоит – сосед, получив не свой штраф, может расстроиться.

Проверка прошлых нарушений гражданина в барнаульских реалиях происходит сотрудниками ДПС по рации, поэтому не стоит спешить признаваться в штрафах, которые были выписаны в других регионах страны – общей быстродоступной базы всех грехов граждан страны у ГИБДД ещё нет.

Признаваться в правонарушениях на территории Алтайского края так же можно не спешить – система сама должна знать своих героев, гражданину же о своих оплаченных штрафах позволительно и забыть.

Не просить, не каяться

Чего ещё делать пешеходу не стоит? Прежде всего – спешить и торопить. Тогда его задержат минимум на полчаса. Напротив, нужно всем видом показывать, что день у вас выходной, и вы не против провести полдня с сотрудниками ДПС, беседуя о погоде или причине плохой игры «Спартака» в премьер-лиге.

Не стоит и раскаиваться. Признавший вину несёт за неё полновесное наказание – благородство языком протокола не описывается.

Не нужно и ссылаться и на своё социальное или служебное положение – стандартный ответ сотрудника ДПС: «а чем вы отличаетесь от остальных граждан?» Конечно, это не относиться к судьям, прокурорам, сотрудникам ФСБ и прочим участникам дорожного движения, которое таки отличаются от остальных граждан, о чем в ГИБДД хорошо осведомлены. Неприкасаемые могут сходу указывать на свой статус и идти дальше по своим делам.

Обычному гражданину не стоит экипажу ДПС хамить и грубить – у них таких нервных – не один десяток за смену и давно выработался иммунитет на фразы типа «вы не имеете права», «я требую адвоката», «дядя двоюродной сестры моей жены – прокурор в Казани». А за оскорбления закон предусматривает дополнительные наказания. Но и лебезить или заискивать тоже бессмысленно. Естественно, пешеходу не стоит пытаться решить вопрос с инспектором на месте – прав его никто не лишает, а попытка дачи взятки (сколько, сто рублей, с учётом возможности оплатить штраф в льготный период за 250 рублей?) может вызвать ненужные осложнения.

Последний бастион нарушителя – протокол. С ним он может или согласиться или не согласиться. Подписать его всё рано придётся, но можно добавить фразу, что с описанием и выводами в протоколе не согласен, ПДД не нарушал. Потом свою правоту можно попытаться доказать в более высокой инстанции, чем патрульная машина. И вину пешехода инспектору придётся доказывать – хотя бы видеосъёмкой самого нарушения. Именно поэтому автомобили ДПС часто паркуются так, чтобы можно было фиксировать зону возможных нарушений через лобовое или заднее стекло.

К слову, сам разговор, проверку документов и все действия инспектора гражданин имеет право снимать на камеру - делать фото или записывать видео. И полицейский не должен противостоять этому. Есть запреты на съёмку, связанные с государственной тайной – например, возле предприятия оборонной отрасли. Но сам инспектор не может скрываться под запретом на частную жизнь, как остальные граждане.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах