Летние каникулы радуют всех школьников без исключения. Всем хочется отдохнуть от размеренного учебного режима, строгих (и даже не очень) педагогов, уроков и домашних заданий. А некоторым школярам ещё очень хочется отдохнуть от своих же одноклассников, так они «достали».
Учебный год в крае завершился громким скандалом буллинга в рубцовской гимназии. Ученик шестого класса на протяжении нескольких месяцев подвергался нападкам и оскорблениям со стороны одноклассников (во всяком случае, он именно так воспринимал отношение соучеников к себе).
При этом классный руководитель затяжного неприятия одного ученика другими не то не видела, не то не хотела видеть: факт то, что она никак не реагировала на происходящее.
«Учитель не отрицает, что сын к ней обращался. Однако при этом она подчеркнула: «Но он ко мне подходит по пятьдесят раз на день, я уже не знаю, чему верить, чему нет», - рассказал отец школьника.
Дошло до полиции, дойдёт до суда
Этот случай получил огласку после того, как мальчик не выдержал, рассказал обо всём родителям, а в качестве доказательства своих слов показал видео. На нём одноклассники оскорбляли и били шестиклассника.
После этого его родители обратились к директору гимназии. Руководитель образовательной организации, как и классный руководитель, оказалась в неведении, но через какое-то она предложила родителям конфликтующих детей встретиться и поговорить. Но родители пострадавшего мальчика не увидели смысла в такой встрече, тем более, что после огласки истории его агрессивные одноклассники даже не догадались извиниться за своё поведение. Вместо этого они – родители – обратились в «вышестоящие» инстанции и даже в полицию.
Известно, что по поручению министра образования и науки региона создана комиссия, которая разбирается в произошедшем. Если подтвердится, что ученика действительно третировали, а администрация гимназии и педагоги не принимали должных мер для того, чтобы погасить конфликт, они будут наказаны по административной линии.
Есть основания полагать, что эти две истории – «верхушка айсберга». Они «всплыли» на поверхность в силу наступательной позиции родителей «гонимых» детей. А сколько детей молча терпят издёвки сотоварищей, стесняясь рассказать об этом взрослым? Но ведь наверняка есть и родители, которые отмахиваются от жалоб своих чад («сам разбирайся»), которые не хотят «выяснять отношений», дабы не портить их с учителями… Очевидно, что проблема буллинга есть. И, кажется, в крае нашли некий способ её решения.
Уйти от конфликта
Подростковый возраст – это непростой этап, когда у школьников формируются навыки социальной коммуникации. Психологи говорят, что в этом возрасте у несовершеннолетних меняется статус из ребёнка во взрослого. В такие моменты школьники начинают искать модели поведения, которые бы позволили им проявлять себя.
В этом возрасте не стоит общаться со школьниками как с детьми, а необходимо выстраивать с ними доверительные отношения. Для этого родителям нужно честно и искренне говорить о своих чувствах и переживаниях, выслушивать рассказы подростка. Им также не стоит забывать, что любое конфликтное поведение у школьника говорит о том, что его какая-то важная потребность не удовлетворена.
Избежать конфликтов может помочь и педагогический состав школы. Как утверждает барнаульский педагог с большим стажем работы, именно руководство учебного заведения должно задать правильную атмосферу для школьников.
«В нашей школе мы проводим разного рода воспитательные мероприятия, которые создают доброжелательную, творческую атмосферу. По большому счёту, именно учителя и весь педагогический состав способны задать тон и благоприятную обстановку. Ведь школа это не только учебное заведение, но и место для общения детей со сверстниками и взрослыми людьми. В неблагоприятной атмосфере сложно работать даже самим учителям. Поэтому если руководство школы создаёт благоприятную обстановку, то таких ситуаций среди учеников не должно возникать», - говорит педагог дополнительного образования в барнаульской гимназии №85 Фарида Габдраупова.
Но, как видно, не всем и не везде удаётся создать такую обстановку. Поэтому в региональном Минбрнауки при участии учёных, специалистов в сфере образования и психологии, и даже родителей разработали комплекс мер для предотвращения насилия и дискриминации в образовательных учреждениях. И пока дети на длинных каникулах, педагогическое сообщество его изучает.