Это позволило ему пройти непростой путь военного от лейтенанта до подполковника и собрать множество интереснейших вещей и коллекций. И сегодня, работая в службе судебных приставов, он заражает свой целеустремленностью в работе и коллекционировании многих младших своих коллег.
От фантиков к космосу
– Михаил Васильевич, многие, особенно в детстве, пытаются что-то собирать, но не из каждого получается настоящий коллекционер. Как увлечение становится частью всей жизни?
– Не знаю, как это происходит у других, но у меня стремление к коллекционированию, кажется, в крови. Отец мой особенно этим не увлекался, а вот мама собирать любила. Первым моим увлечением стали конфетные фантики, благо отец работал на кондитерской фабрике. Потом пошли многие другие вещи, в том числе купленные в молодости, в 60-х годах, утюги на углях – я их обработал от коррозии, и теперь они, как новенькие, стоят у меня в гараже. Там же на специальной полке стоит модель линкора «Бисмарк», который собирал больше двух лет. Дома ему места просто не нашлось. Также по молодости собрал коллекцию старинных ключей с вензелями и печатями заводов-изготовителей.
Собирал что-то всю жизнь. Когда окончил военное училище, и в 1975 году как инженер-механик ВВС начал службу в Камне-на-Оби, увлекся геральдикой, стал членом всероссийского общества геральдистов – у меня был свой жетон, был и свой номер. Собирал только значки с гербами городов. Потом увлекся марками. Неоднократно выставлялся с ними на городских и краевых выставках, получал грамоты за коллекции, посвященные космосу. Вообще эту тему очень долго разрабатывал – открытки, марки, по всем космонавтам и космическим полетам. Собирал фотографии с автографами космонавтов.
– А какую коллекцию активно собираете сейчас?
– Сейчас занимаюсь в основном денежными знаками – монетами и бонами стран СНГ. Собираю их уже несколько лет, сам себе каталог сделал: все денежные знаки, когда выпущены, разные серии, юбилейные монеты. Каталог по денежным знакам СНГ у меня в крае один из самых полных, если ни единственный такой. Вся информация есть в Интернете, но она разрознена. Поэтому ко мне постоянно обращаются другие коллекционеры – уточнить информацию по стоимости, году, особенностям выпуска тех или иных монет. Наиболее полные коллекции у меня по монетам Казахстана и Украины. Плюс интересуюсь нестандартными монетами, неправильной формы – треугольными, квадратными, с дырочками.
– Где ищете монеты?
– По-разному. В основном переписываюсь с единомышленниками в других странах СНГ – достаю им монеты и боны России, а они – Казахстана, Украины, прибалтийских стран. Многое удается найти в Интернете. Потом пересылаем друг другу. Что есть в Барнауле, мы все уже знаем. Сейчас жду из Москвы две посылки, с Новосибирска, с Караганды.
– Мошенники встречаются?
– Конечно, любое коллекционирование не обходится и без людей, которые пытаются на этом заработать. Есть те, кто только этим и живет – тут купит через Интернет, там продаст. Кто-то даже открывает антикварные магазины, но цены там обычно слишком высокие. В Барнауле только один магазин с разумными ценами. В остальные даже не захожу. Есть, конечно, и те, кто не выполняет своих обещаний, но информация о таких быстро расходится среди интересующихся. Настоящий коллекционер до обмана никогда не опустится.
Каждому свое
– Как вы относитесь к случайным собирателям, из не увлеченных людей?
– Сейчас мода пошла на всевозможное коллекционирование, особенно монет – люди бросились их собирать, порой не зная их реальной стоимости и истории. Потом продают, но не понимают, сколько реально они стоят, ломят цену. Но серьезных коллекционеров в Барнауле немного – около 20 человек, мы хорошо знаем друг друга, встречаемся, обмениваемся информацией. Какая новая монета вышла, кто что достал, даже когда ничего не купишь, не обменяешь – просто посмотреть интересно. Люди продают либо то, что у них в избытке, либо то, что им не интересно. Например, была монета, бывшая в обороте, но нашел монету с печатного двора, которая ценится больше… Основную цену монеты составляет год выпуска монет. Цена может отличаться в разы – по году и монетному двору.
Конечно, обыватель это не всегда понимает. Видел у знакомых монету, где аверс с двух сторон – это редкость. Просил: продайте. Они отказались, а потом сами ее потеряли… Каждому свое.
– Какие российские монеты сейчас наиболее интересны?
– Российские пока целенаправленно не собираю, хотя многие монеты есть. Так, в серии «Города воинской славы» в Барнауле много монет с городом Елец – такое ощущение, что эту партию сюда завезли. А остальные приходится собирать. Последнюю такую монету с Вязьмой привез из Новосибирска.
Самые дорогие монеты России – из регионов: Ямало-Ненецкий автономный округ и Чеченская республика. Тираж там маленький – всего 100 тыс. экземпляров. Большинство же биметаллических монет выпускались тиражом в 5-10 млн экземпляров.
Из интересного сейчас можно назвать монеты, посвященные Олимпиаде Сочи – 2014, в т.ч. 25-рублевые монеты – две уже вышли в обращение, готовится третья. И, конечно, коллекционеры ждут олимпийскую банкноту в 100 рублей с вертикальным рисунком. Она появится за сто дней до Олимпиады, ее тираж 10 млн штук, но она быстро осядет по коллекциям и у тех, кто захочет на ней заработать.
– Ваши интересы связаны только с коллекционированием?
– Не только. Недавно завершил исследование по храмам Барнаула, собрал доступную историю, сделал альбом. Попутно почерпнул многое из истории города. Многие ли, к примеру, знают, почему площадь Спартака так называется? Там раньше храм был, который сейчас восстанавливается. Его разрушили при советской власти, а напротив залили хоккейную коробку, где тренировалась команда «Спартак». Так и стали называть. Коробки давно нет, а название осталось.
Ежедневное осмысление
– Каковы издержки коллекционирования?
– Все-таки это затратное дело. Заниматься им стоит тем, кто очень сильно этим увлечен.
Некоторые монеты стоят по 1,5 тыс. рублей. Желание, может, есть у многих, но нельзя все объять. Поэтому многие коллекционеры сосредотачивают свой интерес на чем-то одном. Во всех сферах коллекционирования есть свои редкости, раритеты и особо ценные марки, значки, монеты, календари и прочее.
– Как часто открываете альбомы с коллекциями?
– Почти каждый день. Мало того, что это заряжает позитивными эмоциями, к коллекциям возвращаешься для их переосмысления – сначала собрал монеты, потом стал искать информацию по ним – в честь каких событий, людей они выпущены, какова их история, особенности. Это постоянно дополняет коллекцию. Те же боны – есть такие серии, которые допечатывались, при износе старых и браке при выпуске – «замещенка». На Украине у них серия 99 в знаменателе, в Казахстане – LL, в Узбекистане, Киргизстане – ZZ, ZT. Для коллекционеров это интересно. Есть те, кто собирает, к примеру, банкноты– образцы, выпускаемые для банков. Их тоже мало.
– Куда развивать коллекцию дальше?
– Уже задумываюсь о коллекции бон со всего мира. Всю собрать ее невозможно – некоторые уже не достать. Но здесь огромное поле для деятельности. Сам уже составляю каталоги по странам, туда же пишу историю банкнот, названий, выбора изображений и многое другое. Стараюсь делать анатомию к каждой монете и банкноте. Все – в удовольствие. Вообще коллекционированием стоит заниматься, когда это по душе, когда нравится. Заставлять себя что-то собирать не стоит.