Наверное, похожие эмоции испытывали жители Улалы (ныне Горно-Алтайск) и Маймы, когда в июле 1925 года впервые увидели приземлившийся возле последней аэроплан «Сибревком»…
Как рассказал Председатель Госсобрания – Эл Курултая Республики Алтай Иван Белеков, еще тогда было предсказано: когда-нибудь из Горного Алтая от дойки до дойки коров можно будет слетать в Москву, от дойки до дойки кобылиц – в Санкт-Петербург. Не знаем уж, могут ли жители горного региона позволить себе «между дойками» махнуть в «столицы», но техническая возможность для этого у них теперь есть. 9 ноября в РА после реконструкции был торжественно открыт аэропорт, рассчитанный на среднемагистральные самолеты.
Добро пожаловать «Боингам»
Горно-алтайский аэропорт образца 1968 г. со взлетной полосой в 1300 м мог принимать Ил-14, Як-40, Ан-2 и вертолеты. В декабре прошлого года после 20-летнего перерыва было возобновлено только регулярное сообщение между Горно-Алтайском и Новосибирском на самолете типа Ан-2. В 2012 г. в РА рассчитывают наладить постоянное воздушное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Нижним Новгородом и другими городами на воздушных судах типа Ту-204, Boeing-737, Аirbus-319.
В ходе реконструкции, «вставшей» федеральному бюджету почти в 1 млрд руб., республиканскому – в 189 млн руб., частному инвестору – в 120 млн руб., взлетно-посадочная полоса шириной 45 м удлинилась до 2,3 км.
Аэропорт оборудован одними из самых современных комплексов светосигнального, радионавигационного и метеооборудования; отлично оснащены его службы метео- и орнитологического наблюдения, а также аварийно-спасательной. К строгим отраслевым стандартам «приведен» аэровокзальный комплекс (система обслуживания и контроля пассажиров, обработки багажа и т.д.), пропускная способность которого до 200 пассажиров в час.
Ближе для всего мира?
По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, прилетевшего разрезать красную ленточку и тут же удостоенного звания «Почетный житель Республики Алтай», новый аэропорт – важное звено в международном транзитном коридоре (имеются ввиду Монголия, Казахстан, Китай, – прим. ред.).
По «предсказанию» гендиректора ОАО «Особые экономические зоны» Олега Костина, новый аэропорт позволит значительно увеличить поток туристов в «Большой Алтай» ( в 40 км – уже действующая турзона «Бирюзовая Катунь», в 8 км – строящаяся «Алтайская долина», недалеко и до Белокурихи, – прим. ред.). Ну, а глава РА Александр Бердников «просто» считает открытие аэропорта «историческим событием», с которого начинается «новая страница в развитии Горного Алтая», т.к. он стал «ближе для всего мира».
Стоимость «близости» пока, правда, неизвестна. Довольно скромно (и тихо) предполагается, что билет в Горный из Москвы будет стоить « примерно 15 тысяч». Для безубыточного функционирования аэропорта (а помимо материальных сооружений это еще штат в 150 человек, – прим. ред.) нужен как минимум один рейс в сутки из Москвы и несколько рейсов из соседних сибирских регионов. По оптимистическим прогнозам, срок окупаемости проекта – семь лет, по пессимистическим – от 15 до 20.
Аэропорт Горно-Алтайска: стоит ли «овчинка» выделки?
В Горно-Алтайске состоялось открытие аэропорта
Республика Алтай: аэропорт – хорошо, а с железной дорогой лучше!