Примерное время чтения: 7 минут
1306

Дети на рельсах. Опасность железной дороги многие не осознают

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Алтай 21/07/2015
Ева Егорова / АиФ

Жители поселка Ползуново в городе Барнауле иногда ходят пешком через железную дорогу. Особенно тогда, когда возвращаются домой из центра города - автобус довозит их до остановки «Лесной тракт», а дальше они бредут по лесу целый километр пешком. И если живут не со стороны станции, а ближе к реке Барнаулка - переходят через рельсы, дорожка мимо железнодорожного светофора давно протоптана.

Конечно, можно было бы перейти дорогу в районе автомобильного переезда, но это лишний километр пути. Поэтому сквозь ветки – на железнодорожную насыпь, оглядеться по сторонам, прислушаться и скок-скок по путям – железная дорога тут делает изгиб, и приближающийся со стороны вокзала поезд скорее услышишь, чем увидишь. Иногда вместе с родителями ходят по рельсам и дети…

Коварные наушники

Алтайский край может похвалиться разветвлённой сетью железных дорог. Лучами расходятся рельсы от краевой столицы в разные стороны – на Новосибирск, Бийск, Кузбасс, Кулунду, Рубцовск и Камень-на-Оби. Железная дорога связывает между собой чуть ли не половину районов края и почти все города. Но обратной стороной такой транспортной разветвлённости является то, что возле железной дороги живёт значительное число жителей края, в том числе несовершеннолетних. В отличие от взрослых, которые попадают под поезд часто в состоянии алкогольного опьянения, но в трезвом уме осознают опасность, дети часто не понимают риска прогулок по рельсам. Каждый год на железной дороге гибнут люди, иногда гибнут дети. В апреле этого года погибла старшеклассница в Троицком районе. Она шла на занятия в школу, слушала музыку через наушники и, переходя железнодорожные пути, не заметила поезда, не услышала предупреждающие сигналы, подаваемые машинистом грузового состава. Поезд шёл не по расписанию, и девочка, которая всегда в это время и в этом месте переходила по рельсам, просто не думала, что он может появиться.

В прошлом году на железной дороге погибли три ребёнка. Один из них, в Топчихе, так же слушал музыку в наушниках. Шёл в школу зимой, с надвинутым капюшоном, ничего вокруг не видел и не слышал, не почувствовал вибрации дороги.

В другом случае мальчик тоже шёл в школу, но играл с телефоном. Он увидел состав, остановился, пропустил его и смело шагнул на рельсы. Второго состава, который шёл по параллельным путям он не увидел и не услышал.

В третьем случае погибла девочка. Она даже не переходила дорогу, а стояла возле путей. С руки слетело кольцо с надписью «Спаси и сохрани», она спустилась к рельсам его подобрать и её задел проходящий состав. Через пять дней школьница от полученных травм скончалась в больнице.

После гибели школьницы в этом году, по словам Татьяны Черниковой, старшего инспектора по делам несовершеннолетних Алтайского линейного управления МВД, в Троицком районе составили список всех детей, ходящих в школу через железную дорогу, и под роспись каждого предупредили о необходимости переходить рельсы только в установленных местах и смотреть по сторонам. Подобные воспитательные беседы с детьми были проведены и в других населённых пунктах возле железной дороги, но часть школьников осознала ответственность за свою жизнь и здоровье. Другие забыли о предупреждении сразу, как только вышли на улицу. Одного из учеников остановили при переходе железной дороги в неустановленном месте через час после беседы в школе. А всего за первое полугодие 2015 года 251 подросток был привлечён к административной ответственности за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте. В основном – за переход по рельсам в неположенном месте. Хотя фиксировались и факты употребления несовершеннолетними наркотических веществ.

По мнению сотрудников транспортной полиции, основная причина беспечности детей на рельсах в том, что их родители не считают нарушение правил поведения на железнодорожном транспорте чем-то серьёзным. Распространено заблуждение, что если ребёнок посмотрел во все стороны и не увидел поезда – можно смело идти через пути.

Особенно остро проблема пренебрежения безопасностью на железнодорожных путях стоит в сёлах, которые разделены рельсами на две половины. Люди живут рядом с железной дорогой, привыкли к ней и не чувствуют опасности, переходя дорогу, где удобно.

Санкции за нарушения символические – от предупреждения до штрафа в размере 100 рублей. В основном, если нарушитель попался в первый раз, обходятся беседой. Родителей несовершеннолетних нарушителей могут при рецидиве привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Но и в этом случае максимальный штраф в 500 рублей назначается редко. Также нет требований к заметности пешеходов, которые введены вне населённых пунктов на дорогах общего пользования. Железная дорога – зона повышенной опасности, и посторонние находиться там вовсе не должны.

«Зацеперы» и «селферы»

Другой проблемой пребывания детей на железнодорожных путях является их попытка самоутвердиться в собственных глазах и глазах сверстников. Как снежный ком, нарастает в России проблема «зацеперов» – подростков, которые пытаются прокатиться на железнодорожных составах необычным способом – на крыше, между вагонами, на внешних поручнях. Опасность таких «увлечений» очевидна, число жертв по всей России растёт, но явление набирает популярность в подростковой среде. В Алтайском крае пока снимают с поездов только беглецов из детских домов, которые «путешествуют» на сцепках вагонов. Некоторых не по одному разу. Так, паренька из Алейска сняли с дружком с грузового поезда в Топчихе, а через два месяца он опять попытался проехать зайцем. Но кто поручится, что опасное увлечение, связанное с риском для жизни, не накроет Алтай?

Вторая потенциальная угроза – любители «селфи» – снимков себя любимого на смартфон или планшет на самом необычном фоне. «Селферы» ради удачного кадра порой готовы рисковать жизнью – залезать на мосты или фотографироваться на фоне проходящих поездов. В соседнем сибирском регионе мальчишка залез для этого на опору моста, не удержался и упал на рельсы перед составом. Также известным в стране случаем стала попытка сфотографироваться на железнодорожном мосту двух юных друзей велосипедистов – один из них задел контактный провод и погиб.

Не радуют железнодорожников и полицию шалости детей на рельсах – подкладывание камней, вандализм. Порой совсем бессмысленный – шли в Алтайском крае мальчишки купаться на озеро и на протяжении километра разбили на железной дороге все изоляторы. Ущерб пришлось возмещать родителям.

Очевидно, что объяснять опасность игр и беспечности на рельсах нужно не только школьникам сёл, располагающихся вдоль железных дорог, но всем учащимся края. Ведь дети из городских школ, приезжающие к бабушкам на лето, ездящие с родителями на электричках на дачу, могут не осознавать опасность вообще. Не каждый учитель ОБЖ в крае расскажет, что средний тормозной путь железнодорожного состава составляет 1000 метров, а увидеть человека на рельсах машинист может только метров за 300. И тем более об этом расскажет не каждый родитель. Хотя задача взрослых – научить детей безопасности. Не откладывая на потом. Чтобы пока единственный случай гибели школьницы на железнодорожных путях в этом году так и остался единственным.

Кстати:

В 2014 году на железной дороге в Алтайском крае травмированы 38 граждан, в том числе 21 со смертельным исходом, из которых 3 несовершеннолетних. В первом полугодии 2015 года травмированы 13 граждан, в том числе 10 со смертельным исходом, включая несовершеннолетнюю школьницу.

Мнение эксперта:

Татьяна ЧЕРНИКОВА, старший инспектор по делам несовершеннолетних Алтайского линейного управления МВД:

– Основная наша забота – профилактика травматизма и правонарушений на объектах транспорта. Летом дети часто предоставлены сами себе, но при этом не всегда осознают опасность железных дорог.

В этом году ЛУ МВД провело уже три профилактические акции – «Сигнал», «Внимание, дети!», «Дети и транспорт», которая завершилась к середине июля. Все они были направлены на профилактику правонарушений и травматизма на объектах транспорта. За первое полугодие испекторами проведено более 500 встреч со школьниками, а сейчас читаются лекции, показываются документальные фильмы и мультфильмы для младше- классников в летних лагерях отдыха и пришкольных лагерях. Также проводятся беседы с ребятами, которые организованно выезжают на отдых в другие регионы в рамках курортного сезона.

Профилактическая работа идёт постоянно, в школах вывешиваются плакаты, раздаются блокноты, проводятся экскурсии детей по станциям. Но главные усилия в формировании у ребёнка правильного представления о рисках, связанных с железной дорогой, должны предпринимать родители.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах