В краевом центре с этого года работает крематорий. Споры о необходимости его появления шли давно. Кто-то считал его экзотикой, кто-то сомневался в экологичности, а телефон редакции «АиФ-Алтай» обрывала одна бабушка, которая с завидной регулярностью спрашивала, когда его построят, ибо хотела дожить до этого момента.
Культурное место
Несмотря на то что кремация не была особенно популярна в Советском союзе из-за небольшого числа крематориев, официальные лица к ней относились спокойно. Для видных деятелей в Кремлёвской стене был организован колумбарий, куда поместили, к примеру, урны с прахом Валерия Чкалова, Юрия Гагарина, Георгия Жукова. Писатель Константин Симонов завещал развеять свой прах над Буйническим полем, где он в июле 1941 года впервые стал свидетелем героизма советских солдат.
Сегодня в России крематории есть в 23 городах. Барнаульский крематорий, который начал работать в начале мая, к середине июня провёл около тридцати кремаций. Его плановая мощность – 100 кремаций в месяц, хотя производительность чешской печи, установленной в нём – около 16 сжиганий в сутки, каждое из которых длится полтора часа.
На минувшей неделе крематорий краевого центра посетил Сергей ЯКУШИН, вице-президент Союза похоронных организаций, организатор Новосибирского крематория. Он рассказал о своём понимании погребальной культуры и опыте проведения на территории крематориев массовых мероприятий, таких как День защиты детей, посвящённый усопшим деткам – в этот день в Новосибирске в небо с территории крематория запускали в небо белые шары.
Сам барнаульский крематорий гость оценил высоко. Но речь шла в основном не про технологические новшества, делающие кремацию экологичным способом расставания с умершим. А про неоднозначность восприятия общественностью крематория как явления.
По мнению Якушина, этических проблем и мифов вокруг кремации накопилось множество. Но факт остаётся фактом – в Новосибирске кремацию выбирают для каждого третьего умершего, в Новокузнецке в некоторые месяцы кремируют до 80% усопших, в Чехии – 90%, в Японии и Китае – всех.
Слова прощания
Первый вопрос про кремацию, который возникает у россиян: как к ней относится православная церковь? Ответ – никак. Не одобряет и не осуждает. По мнению одних богословов, кремация – путь маловерных, которые не верят в будущее воскрешение. По мнению других – бог всесилен настолько, что способен возродить человека и из частицы пепла. Но факт – при каждом крематории работает часовня или храм, а число отпеваний в них значительно выше, чем при обычном захоронении. Просто потому, что традиционные похороны проходят сумбурно, а в крематории услуги комплексные, с участием церемониймейстера и прописанным сценарием прощания. Кстати, организация прощания позволяет людям больше сказать об усопшем – по наблюдению Сергея Якушина жанр некролога сегодня исчез, а надгробной речи – упростился. Всегда в ходу только три фразы – «он был добрым человеком», «был хорошим родителем», «был хорошим специалистом». Церемониймейстер, предварительно общаясь с родственниками, настраивает на более детальный рассказ и характеристики.
Сторонники кремации в качестве аргумента ссылаются иногда на экстрасенсов. С точки зрения эзотериков, кремация – прямой и наиболее быстрый путь на небеса, чистый портал. Тогда как захоронение в землю более долгий процесс. При современном уровне использования антибиотиков и распространённости продуктов с ГМО тела в земле не разлагаются десятилетиями – с этим уже вплотную сталкиваются в Европе.
С человеческой точки зрения в кремации нет ничего зазорного. Это просто альтернатива традиционному захоронению, два пути. Один – ортодоксальный, связанный с православной обрядовостью, возможностью навещать и ухаживать за могилкой. Другой – модернистский, технологичный, по-европейски красивый, но более сдержанный в эмоциях. Оба имеют право на существование. Выбирать людям. Некоторые заключают с крематорием прижизненные договоры на кремацию с записью телеобращения к потомкам. Имеют право.