Расширить улицы, построить подземные тоннели, проложить дублирующие магистрали – какие только пути улучшения пропускной способности не обсуждали в Барнауле.
Какие-то из этих идей кажутся вполне реальными, какие-то – неосуществимыми, однако ясно одно: если транспортная инфраструктура не будет подстраиваться под растущие потребности водителей, совсем скоро город «встанет» в одной большой пробке.
Проблема 1. Рельсы
Рельсы – одна из причин низкой пропускной способности барнаульских дорог: город делит на две большие части железная дорога, по центральным улицам проложены трамвайные пути, а железнодорожные пути пересекают один из самых проблемных (с т.з. пробок) участков пр. Строителей.
Еще в 1948 году во втором генплане было предусмотрено строительство подземного тоннеля от пр. Красноармейского, который «нырнет» под железнодорожные пути и выведет значительную часть транспорта в северо-западную часть города (на ул. Северо-Западную и ул. Юрина), минуя пр. Ленина. Строительству, помимо необходимости значительных финансовых вливаний, препятствует сооруженный в 70-х годах мемориал Славы.
Мешающие движению трамвайные пути в районе Нового рынка логично было бы перенести с пр. Ленина на пр. Калинина. Согласно планам, трамвай проходил бы по ул. Новоугольной в сторону вокзала. Предлагалось также совсем убрать трамвайные пути из центра города, а для удобства пассажиров построить новую ветку от путепровода до железнодорожного вокзала (с другой его стороны) с выходом трамвайных путей на ул. Северо-Западную. Однако эти идеи пока остаются просто идеями.
В 2013 году удалось увеличить пропускную способность на пересечении пр. Строителей и ул. Советской Армии. Трамвайные пути здесь теперь находятся на уровне дорожного полотна, и необходимость притормаживать перед ними отпала сама собой.
По оценкам специалистов, в результате пропускная способность участка выросла на 20%.
То же самое произошло с железнодорожными путями, пересекающими пр. Строителей в районе ТЦ «Знак». Хотя некоторые эксперты считают, что Барнаул смог бы и вовсе обойтись без этой железнодорожной ветки.
Проблема 2. Отсутствие «дублей»
Отсутствие альтернативы при выборе маршрута – еще одна серьезная проблема, с которой пытаются бороться городские власти. Решением, по мнению экспертов, должно стать создание дублирующих магистралей.
Для разгрузки Павловского тракта, например, предлагается расширить ул. Власихинскую и вывести ее напрямую на пр. Строителей. Под железнодорожными путями в нужном месте есть готовый проезд высотой 4,5 метра, останется построить мост через Пивоварку, переезд через еще одни пути, которые ведут на мойку для ж/д составов, и расширить грунтовую дорогу до пр. Строителей.
Еще одним вариантом разгрузки Павловского тракта, более затратным (около 3,3 млрд рублей), может стать строительство т.н. «Северного обхода» – альтернативной дороги, которая соединит спальные районы и центр Барнаула. Предполагается, что «Северный обход» пройдет от улицы Попова до пр. Красноармейского.
Пока же единственным реальным решением проблемы пробок на Павловском тракте стала реконструкция ул. Кутузова, которая началась в июле этого года. Дорожники планировали завершить работы к 1 октября, однако из-за дождливого лета здесь значительно поднялся уровень грунтовых вод, что замедлило темпы строительство.
Напомним, ул. Кутузова после реконструкции станет шире, обзаведется ливневой канализацией и сможет принять на себя значительную долю транспорта из Индустриального района города.
Строить дублирующие магистрали для пр. Ленина негде, да и незачем – они уже есть. «Дублями» пр. Ленина, по мнению экспертов, являются пр. Красноармейский и пр. Комсомольский, которые в случае необходимости могут принять часть общественного транспорта.
Проблема 3. Мосты
Пока Барнаул, преимущественно, располагается на одном берегу Оби, но начни он развиваться в сторону Правобережного тракта (что не исключает генплан), Новый мост через Обь может стать еще одним «эпицентром» пробок.
Летом 2013 года барнаульцы, жители Новоалтайска и пригородных поселков смогли воочию наблюдать, как некогда свободная широкая дорога превращается в многокилометровую пробку.
Причиной тому стало закрытие аварийного Старого коммунального моста, из-за чего весь транспортный поток с правого берега Оби устремился в единственные «ворота» в город.
Понимая высокую социальную значимость Старого моста через Обь, городские власти пообещали до конца 2013 года открыть его после проведения первоочередного ремонта.
Однако когда будет готова документация для проведения капитального ремонта, мост снова закроют.