Умение решать – главное
Олег ЖУРАВЛЁВ, педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 1 г. Новоалтайска Алтайского края», готов подтвердить это своей многолетней практикой работы с детьми. В «Школе творческого поиска», которую возглавляет Олег Журавлёв, представлено несколько технических направлений: радиоспорт, радиоконструирование, 3 D-моделирование и др., и в каждом из них есть свои «звёздочки». Начиная с 5 лет, родители могут приводить сюда своих малышей. Олег Журавлёв говорит, что основная задача в работе с дошкольниками – формирование заинтересованности:
– Не столь важно, будут ли эти ребята впоследствии заниматься серьёзно наукой, давая им азы в технике, я, смею надеяться, даю им умение принимать решение. А это едва ли ни главное умение в жизни. Что касается работы со старшими школьниками, то это, в основном, научно-исследовательская деятельность. Когда совместно с ребёнком мы начинаем создание какого-либо прибора, мне как специалисту зачастую известно, что вещи, если не с абсолютно такими же, то с похожими функциями где-то в мире уже существуют. Но для меня-то важно, как к процессу создания подойдёт сам воспитанник! Ценно его личное видение! Поэтому, прежде чем начать практическую часть работы, мы, как вполне серьёзные учёные, сначала тщательно изучаем теорию, всю литературу, имеющую отношение к нашему будущему изобретению, и лишь потом приступаем к практике.
Изобретатель Кристина
– На тот момент я, так сказать, искала себя. Пыталась определить сферу, в которой смогу реализовать себя как личность. Тогда мне почему-то казалось, что я – прирождённый гуманитарий. Не очень удачное участие в одном из конкурсов сочинений разрушило мои убеждения; не помню точно как, но я оказалась на выставке технических работ нашей школы. Я была очарована и заинтригована. После мне рассказали, что существует «Школа творческого поиска», которой руководит такой замечательный преподаватель… Так я оказалась в объединении приборостроения у Олега Владиславовича.
– Как называется та работа, с которой вы прославили наш край?
– Научно-исследовательская работа, которой я занимаюсь третий год под руководством своего педагога и которая принесла уже много наград, называется «Ультразвуковой датчик «Измеритель вязкости жидкости». Приборы, несколько схожие по назначению существуют в мире, но в моём есть своя «изюминка» – измерение происходит методом ультразвуковой сдвиговой волны. Данным способом, насколько мне известно, пока никто не пользовался. Этот прибор нуждается в значительном усовершенствовании, но уже сейчас он вполне жизнеспособен; косвенным подтверждением тому, думаю, можно считать мой диплом 1 степени в краевом конкурсе изобретателей, рационализаторов и конструкторов «Универсал» (2014).
– В чём практическая значимость вашего изобретения? Для чего ваш прибор может быть полезен, допустим, мне?
– Все мы являемся потребителями и потому, тратя деньги на какой-то продукт, хотим, чтобы он был качественным. Более того, от качества приобретённого нами товара часто зависит наше здоровье, а то и жизнь. Любая жидкость, её химический состав, имеет определённую степень вязкости. При помощи данного изобретения можно будет легко распознавать качество любого жидкого продукта.
– Вам ведь приходится заниматься не только работой в лаборатории, но и выступать на различных конкурсах, конференциях. Сам факт публичного выступления не пугает?
– Первое время было очень страшно. Но в разговорах с Олегом Владиславовичем я осознала, что, для того чтобы твоё творение «заработало», мало быть хорошим изобретателем; нужно уметь донести до слушателя свою речь так, чтобы убедить в своей правоте. В моём случае задача осложнялась тем, что выступать, как правило, приходилось перед людьми «большой науки» – кандидатами технических наук и докторами. Требовался и соответствующий лексический запас. Но мы упорно работали над этим, и хотя я не скажу, что сегодня абсолютно бесстрашно выступаю с докладами, (волнение, несомненно, есть, ведь не знаешь, какая точно публика сегодня в зале, каково её настроение, какими будут вопросы), но прежней зажатости уже нет.
– Вы уже как-то планируете своё будущее? Есть ли конкретная мечта »кем-то стать»?
– Некоей конкретной мечты у меня нет, но, в любом случае, своё будущее вижу в науке и изобретательской деятельности. Меня это захватывает, увлекает. Могу сказать, что это и хобби, и смысл моей жизни. Когда в выпускном классе встанет выбор профильного предмета, предпочту, разумеется, физику.
– Каковы ваши планы на ближайшую перспективу?
– Сейчас я готовлюсь на очередной всероссийский конкурс «Шаг в будущее», который будет проходить в Москве на базе Московского Государственного Технического Университета имени. Н. Э. Баумана.. Это один из самых приоритетных конкурсов для молодёжи. Готовлюсь очень серьёзно, потому что хочу «вырвать» хороший результат для любимого Алтайского края.
– Есть ли у вас некая глобальная жизненная цель, возможно, не связанная непосредственно с техникой?
– Все мои цели, желания и устремления связаны, так или иначе, с изобретательством. Если говорить о глобальной цели, то её, наверное, можно сформулировать так: я хочу через свои изобретения делать технически комфортнее жизнь людей. А это для меня и есть – совершенствование мира.
Кстати
Считается, что такие нужные и важные в сегодняшней жизни вещи, как водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке и шрифт Брайля были изобретены детьми.