Примерное время чтения: 8 минут
590

Закупорились. Зима усугубила проблему пробок Барнаула

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ-Алтай" 10/12/2014
Максим Кармаев / АиФ

Жительница Барнаула Елена, перебравшаяся в Москву, старается выезжать пораньше – чтобы не попасть в многочасовые автомобильные заторы. Но всё же иногда ей, простояв в вечерних пробках много часов, приходилось возвращаться ночевать на работу. Зато Барнаулу она рада – можно доехать из аэропорта до центра за полчаса.

Три проблемы

С Еленой не согласен её однокурсник Алексей. По его мнению, настроение у барнаулцьев от автомобильных пробок портится так же, как и у москвичей. Иногда Алексею кажется, что существует целая группа жителей краевого центра, некое тайное общество, члены которого выезжают пораньше, чтобы в самых напряжённых местах города устроить аварию и парализовать трафик. Так, утром в минувший вторник кто-то из этого общества почти на час остановил движение по улице Матросова.

Шутки шутками, но Барнаул находится в полушаге от транспортного коллапса. На минувшей неделе с новой силой разгорелись споры градостроителей и муниципальных властей о возможности строительства туннеля под железнодорожным вокзалом.

По данным регионального управления ГИБДД ГУ МВД России, за последние восемь лет количество автомобилей в краевом центре выросло вдвое и превышает сегодня 230 тыс. автомашин. Критическая отметка – 300 автомобилей на 1000 жителей уже достигнута, и только сознательность граждан, которые продолжают пользоваться общественным транспортом, позволяет городу не задохнуться. Но пробки стали для Барнаула постоянным явлением. Особенно долгими они становятся зимой.

Помимо общих для всех крупных городов проблем, вроде строительства жилья и торговых центров в 90-х годах без учёта транспортной составляющей, краевой центр имеет и свои, специфические. Первая проблема – рельсы. Они – одна из причин низкой пропускной способности барнаульских дорог. Вторая проблема – отсутствие «дублей». Два «бутылочных горлышка» – на проспекте Ленина и в начале Павловского тракта – связывают центр города со всеми остальными районами. Миновать их нет никакой возможности. Третья проблема города – мосты. Если Барнаул шагнёт на правый берег Оби – движение по мостам встанет.

Скинемся на туннель?

Идея связать центр и северо-западную часть Барнаула автомагистралью под железнодорожными путями впервые была озвучена в Генплане 1946-1948 годов. В 80-х годах прошлого века проект был детально проработан и даже согласован с железнодорожниками. Но его реализация застопорились. Однако транспортные реалии города привели к тому, что в ноябре 2014 года с идеи туннеля смахнули пыль. По инициативе застройщиков, с участием ведущих архитекторов города была создана обновлённая концепция связи центра с Ближними Черёмушками. Основное сооружение – туннель под железнодорожными путями, который можно выкопать силами новосибирских метростроевцев. Новая транспортная артерия будет начинаться на пересечении двух проспектов – Красноармейского и Строителей и выходить в створ улицы Исакова. Цена первого этапа – 2,4 млрд рублей. Денег на реализацию проекта у города, естественно, нет. Не сможет помочь и край – для этого пришлось бы выгрести всё из закромов регионального бюджета. Однако, по мнению ведущих застройщиков Барнаула, деньги можно найти у барнаульцев. Если бы каждый стоящий в пробке водитель сдал бы по 1 тыс. рублей – можно было бы от концепции перейти к детальной разработке проекта.

Общая цена туннеля и сопутствующих ему дорожных развязок оценивается застройщиками в 5-7 млрд рублей. А учитывая, что окончательная стоимость любого строительства раза в 1,5 больше, каждый автомобилист Барнаула должен будет сдать по 50 тыс. рублей. Много ли найдётся желающих?

Трамвай – все «за» или всё «против»

Без строительства туннеля решить проблему пробок в Барнауле можно отказом от трамваев в центре города. Такого мнения, в частности, придерживается Александр ТОКАРЕВ, профессор АлтГТУ, считающий, что трамвайные линии можно убрать с проспекта Красноармейского. Другая возможность – в «бутылочном горлышке» на стыке Строителей, Павловского тракта и Советской Армии оставить лишь один трамвайный путь для реверсивного движения – пассажирские перевозки на этом участке не велики.

Можно убрать трамваи и с Ленинского проспекта. Опыт показывает, что при отказе от трамваев автобусы с перевозкой пассажиров справляются лучше. По мнению профессора, трамвай – транспорт окраин, а в центре ему делать нечего.

Противоположной точки зрения придерживается Александр СЕМЫКИН, директор МУП «Горэлектротранс» города Барнаула. По его мнению, альтернативы трамвайному сообщению нет. «Решить такую сложную проблему, как городские пробки, ликвидацией трамвайных путей невозможно. Люди активно приобретают личные автомобили, отчасти потому, что система общественного транспорта развита не очень хорошо», – говорит Александр Семыкин.

Выходом из транспортного коллапса было бы развитие сетей общественного электротранспорта с одновременным закрытием центра города для автомобилей. В Барнауле, в частности, можно проложить трамвайные пути по проспекту Строителей, соединив проспект Красноармейский и улицу Челюскинцев. Это позволило бы доставлять в центр города жителей по кратчайшему пути.

Над проблемой ликвидации транспортных заторов в Барнауле бьются и представительные городские умы, и простые горожане. Власть предлагает усилить трафик по улицам Фурманова, Кутузова, оборудовать второстепенные полосы вдоль Павловского тракта. А горожане предлагают перенести на край города железнодорожный вокзал с путями, что будет дешевле строительства туннеля, либо перенести в спальные районы административные службы и организации, как это уже сделало краевое МЧС. Либо поменять всю концепцию города, поставив в приоритет строительство тротуаров и велосипедных дорожек. Благо Барнаул – город компактный, и из центра до окраин можно в неспешном темпе дойти за полтора часа.

Как дальше будет развиваться транспортная сеть в Барнауле предсказать сложно. На то, что хочется – не хватает денег, а то, что можно – нельзя по социальным обстоятельствам. Так, первого, кто предложит убрать аллею с проспекта Ленина, закидают пыльными мешками. Однако проблема пробок остаётся. И поздно или рано городу придётся принять решение для их ликвидации – пожертвовав чем-то, выиграть главное – движение без помех.

Мнение эксперта

Александр Токарев, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» АлтГТУ:

– В краевой столице ключевая первопричина пробок, отрезавших горожанам пути к отступлению – отсутствие единого плана транспортной сети города и недальновидность активной городской застройки. А нужно придерживаться долгосрочной стратегии развития транспортной сети города и зарезервировать площади под её перспективное развитие. В противном случае нам, точнее нашим потомкам, придётся разрушать пяти– и девятиэтажные здания. В Москве сейчас сносят двадцатиэтажки, построенные без учёта благоустройства подъездов и создающие транспортные проблемы. И мы, вполне возможно, доживём до этого.

Сейчас в городе нет единой перспективы развития уличной дорожной сети. А она очень нужна. Для того чтобы мы оставляли место под необходимые городу магистрали. Чтобы в таких местах не строились дома. Вот сейчас хоть плачь, а улицу Челюскинцев надо расширять. И Ядринцева тоже. А на углу Молодёжной и Ядринцева построили большое здание. Такая точечная застройка недопустима.

Город едва ли спасут амбициозные задачи по строительству третьего моста или объездной дороги. Есть менее затратные, но перспективные варианты – закладывать новые дороги или пытаться совершенствовать организацию дорожного движения. Первый способ даёт увеличение пропускной способности магистралей в разы, второй решает проблему не более чем на 20%. Новые дороги финансово обременительны для муниципального бюджета. Но их строительство – неизбежность. Проблемы нужно решать капитально – без строительства новых дорог-дублёров основных улиц – ничего толкового у города не получится.

Комментарий

Виктор Четошников, Заслуженный архитектор России, профессор:

– Любая проблема должна созреть настолько, что не решать её дальше уже невозможно. Большая часть барнаульцев живёт в спальных районах на северо-западе города, а большинство офисов, рабочих мест находятся в центре. В часы пик трудовая миграция особенно сильно выражена. Но в среде градостроителей распространено мнение, что любой город не очень-то и подчиняется администрированию. Город, как живой организм, функционирует по своим законам. Развитие города – долговременная и комплексная задача.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах