aif.ru counter
06.10.2014 16:24
223

На дороге нет мелочей. Автоюрист отвечает на вопросы читателей АиФ-Алтай

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "АиФ-Алтай" 01/10/2014
Петр Шульга / АиФ

Вопросов, поступивших по телефону и письменно по электронной почте было много. Большинство звонивших – женщины. Видимо, они больше переживают за возникающие на дороге ситуации.

С описью вложения

– Юрий Геннадьевич, каковы основные проблемы общения автовладельцев со страховыми компаниями?

– Одна из проблем – перенос страховщиками отделов урегулирования убытков из краевого центра в удаленные районы края. Одна из возможных причин этого – расчет на то, что человек с небольшими убытками в результате ДТП, к страховщику за компенсацией не поедет. Хотя данная проблема решается просто. На почтовый адрес, ценным письмом с описью вложения в любую точку края можно отправить заявление на возмещение убытков – составленное надлежащим образом, отпечатанное, с приложением документов, которые обозначены правилами ОСАГО. Как правило, это извещение о ДТП, справка о происшествии, определение или постановление в отношении виновного лица, дополнительные документы, устанавливающие право собственности на автомобиль. При отсылке почтой мы рекомендуем отсылать нотариально заверенные копии документов – это снизит риск отказа страховой компании от рассмотрения заявления по формальным причинам. У нотариуса делаем копии ПТС, регистрационного свидетельства, водительского удостоверения, полиса ОСАГО. Еще полезно приложить к письму заверенную копию паспорта гражданина. Кроме того, в письме указываются реквизиты расчетного счета, куда страховщик будет перечислять деньги.

Учитывая, что страховщик иметь право осмотреть поврежденное имущество, автовладельцы иногда, забегая вперед, делают самостоятельно отчеты об оценке. Данные отчеты легитимны, но в заявлении необходимо указать следующее: «если не воспользуетесь правом самим осмотреть поврежденное имущество, то прошу воспользоваться результатами осмотра, которые прилагаются».

Но правильнее все-таки сначала обратится и попросить провести осмотр и оценку в течение пяти рабочих дней, и только если страховщик не воспользовался своим правом – заказать у любого оценщика заключение о стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа. Заключение с оригиналами платежного документа за экспертизу высылаются страховщику. Мы рекомендуем так же делать обычные ксерокопии всех документов, которые отсылаются страховщику, чтобы их потом вторично не собирать.

Важен лишь стаж

Юлия Сергеева, Барнаул:

– Недавно столкнулась с ситуацией при страховании машины, когда страховой агент обязывал меня вместе с ОСАГО приобретать дополнительные страховки. Насколько правомерны действия такого агента?

– В настоящее время внесены изменения в федеральный закон №40, которые признают дополнительные услуги при страховании автогражданской ответственности незаконными. За это будут предусмотрены штрафные санкции. Учитывая, что общение со страховым агентом обычно происходит в устной форме, доказать принуждение к покупке дополнительных услуг сложно. Можно посоветовать приходить общаться к страховщикам со свидетелями или в письменной форме требовать от страховщика объяснений, почему тот отказывает вам в выдаче полиса ОСАГО.

– Другой вопрос. Обратилась в страховую компанию, где мне сказали, что у них разные ставки для людей разного возраста. А раньше такого разделения по возрасту не было. Это теперь такая норма?

– Ограничения по возрасту незаконны. Если человек получил водительское удостоверение, и ездит по дорогам страны, то значение имеет только стаж вождения, а не возраст или пол водителя. То, что неопытный водитель имеет больше шансов попасть в ДТП, объяснимо. Поэтому страховые риски зависят только от стажа вождения.

Обращения, когда страховщик применяет повышающие коэффициенты – не редкость. Если есть желание, можно в письменном виде запросить у страховщика причину применения повышающих коэффициентов и обжаловать их в суде. Ведь повышающий коэффициент влияет и на страховые тарифы в последующие годы

Ирина, Бийск:

– Могу ли я, продав автомобиль в своем регионе, сохранить за собой номерные знаки, чтобы поставить их на автомобиль, купленный в другом регионе?

– Обычно номера оставляют и ставят на другую машину в одном регионе – в Алтайском крае это возможно. Также возможно поставить на учет здесь автомобиль с номерами другого региона. Но сомневаюсь в возможности переехать в другой регион, поставив алтайские номера на купленную там машину.

Семен Хартов, Барнаул:

– В какие сроки после ДТП нужно обращаться к страховщику?

– Сроки уведомления страховой компании о ДТП установлены федеральным законом в 15 дней, но принципиального значения сроки не имеют. Даже если уведомление поступило позже, страховые компании в выплатах не отказывают. Ведь ситуации могут быть разные – например, человек лечился после аварии. Важны не сроки, а факт наступления страхового случая. Отказ может быть только в том случае, если человек продал свою машину и страховщик не смог воспользоваться своим правом её осмотреть.

– Какие споры чаще всего возникают между владельцем автомобиля и страховой компанией?

– Чаще всего судебные споры возникают из-за уровня выплат по страховому случаю. Бывает, что сумма недоплаты не сильно велика, а человек, затевая судебное разбирательство со страховой компанией, оплачивает стоимость работы юриста – это 10-15 тыс. рублей, плюс несет расходы на оценку ущерба, установление полномочий юриста. Если иск выигран – стоимость оценки ущерба и судебные издержки возмещаются за счет страховой компании. А вот с оценкой работы юриста не все так просто. Суд может по собственному разумению, исходя из принципов разумности и справедливости, а так же учитывая сложность дела, установить плату юристу ниже фактической суммы – разницу истец покрывает из своего кармана. Мы такие дела ведем по-другому – при недоплате до 10 тыс. рублей мы заключаем договор на результат. Человек оплачивает только исковое заявление, а оплата работы юриста зависит от решения суда.

Ненужный «конструктор»

Миляев Владимир Дмитриевич:

– Юрий Геннадьевич, в 2006-м году я приобрел автомобиль Тойота Хай Люкс 1996 года выпуска, так называемый, «конструктор». Никаких постановлений и указов об ограничении эксплуатации или продажи таких автомобилей в то время не было. В 2014-м году, заняв деньги, приобрел новый автомобиль, полагая, что после реализации старого – долг верну. Однако в ГИБДД узнал, что в 2009-ом и 2011-ом годах вышли распоряжения о запрете регистрации или перерегистрации «конструкторов». Я, добропорядочный покупатель, не «перекуп», оказался в безвыходном положении. Мне посоветовали ездить на старом авто, пока оно не развалиться, так как продать его я не могу. Как мне выйти из данной абсурдной ситуации, в которой я оказался без вины виноватым, но крайним?

– Постановление МВД вытекает из требований изменений, которые были внесены в закон о безопасности дорожного движения. Транспортное средство должно отвечать условиям безопасности, а для ГИБДД важны так же элементы учета автомобиля и пресечение криминальных действий. Если у автомобиля перебит или не читается VIN, кузов не соответствует заводскому – переоформить такой автомобиль сложно. Как показывает практика – часто такие автомобили имеют криминальное прошлое и органам правопорядка необходимо установить бывшего владельца.

Иногда, если автомобиль дорогостоящий и не имеет криминального прошлого, можно провести соответствующие виды экспертиз на безопасность эксплуатации автомобиля и в судебном порядке оспорить решение ГИБДД о запрете регистрационных действий.

Суд на основании экспертизы может признать транспортное средство безопасным. Но гарантировать заранее ничего нельзя. Во-первых, не известно каким будет заключение эксперта. Во-вторых, суд может принять заключение эксперта к сведению, но принять противоположное решение. И экспертиза и суд – это значительные затраты, зачастую выше 100 тыс. рублей. Поэтому собственники «конструкторов» предпочитают чаще всего продавать их на запчасти.

Татьяна Черных, Барнаул:

– У меня есть права, но машина оформлена на мужа и он на ней ездит. Могу ли я ездить на этой машине, когда он рядом, если я не вписана в страховку?

– Если человек не вписан в страховку и произойдет ДТП, страховщик деньги выплатит, но потребует их обратно в порядке регресса. Поэтому проще вписаться в страховку заранее – это можно сделать на любом этапе действия страховки и если водительский стаж вписываемого лица не меньше стажа тех, на кого она оформлена – то делается это бесплатно.

Максим, Барнаул:

– Я гражданин другой страны, имею РВП (регистрацию временного проживания), жена и дочь – гражданки РФ. Через год и я подам документы на оформление гражданства. Машину водить умею, правила знаю, прав водительских нет. Звонил в ГИБДД, по автошколам, нигде не могут дать внятного ответа на вопрос, как мне получить права. Без учёбы в полиции сказали нельзя, без документов автошколы, чтоб сразу придти и сдать экзамены. В автошколах обещают уточнить, имеют ли право учить иностранца. В одной сказали, что по закону нельзя, в другой – сказали: мы не возьмём, чтоб проблем не было, в третьей разговаривать на эту тему отказались. А вопрос-то простой: может ли гражданин другого государства, находящийся на территории России на законных основаниях, получить водительское удостоверение?

– Если у человека нет водительского удостоверения международного образца, то тогда получить его он может только через обучение в автошколе. Необходимо обратится в письменном виде в автошколу с заявлением пройти обучение, предоставив необходимые документы. Отсутствие гражданства страны не может быть основанием для отказа в обучении. Если человек знает язык, на котором ведется обучение в автошколе, то препятствий быть не должно. Пройдя обучение, человек получит документы автошколы и обраться в ГИБДД для получение прав. У нас в крае, к примеру, многие граждане Узбекистана, даже без вида на жительство, получают права, чтобы потом ездить на работу.

Чья вина?

Елена, Барнаул

– При выезде с парковки поцарапала чужую машину. Владелец пострадавшего автомобиля согласился взять деньги и не вызывать ГИБДД. Но на следующий день пришел с претензией, что ему мало заплатили.

– Если нет спора о вине – можно оформить ДТП по евро протоколу – по упрощенной схеме, когда водители без вызова ГИБДД сами составляют схему происшествия – фиксируют события и расписываются на обоих экземплярах – сами заполняют два извещения о ДТП, выписывают данные о страховых организациях, описывают обстоятельства. Единственное условие – компенсация по евро протоколу сегодня не выше 50 тыс. рублей. Платить за царапину на парковке лично было не обязательно – можно было оформить ДТП самим, а пострадавший получил бы компенсацию со своей страховой компании. В данном случае, если есть подозрения, что пострадавший хочет уже не возместить ущерб, а обогатиться, стоит провести квалифицированную экспертизу повреждений.

Тимур Пожидаев, Заринск:

– Можно ли оспорить вину в ДТП? Выезжал со двора на дорогу с односторонним движением и столкнулся с автомобилем, который двигался в нарушении правил против установленного направления движения. ГИБДД признало виновным меня, так как я выезжал на улицу со двора. Правы ли они?

– Обычно в таких случаях составляют два протокола. И не факт, что в данном случае виноват только тот, кто выезжал со двора. Суд может присудить ущерб 50 на 50 процентов, или полностью возложить вину на водителя, который грубо нарушал правила. Есть практика распределения вины и 80 на 20 и 70 на 30 процентов. В известном мне подобном случае страховая компания добровольно выплатила ущерб выезжавшему со двора, но занизила ущерб.

Алёна, Бийск

– Попала в ДТП, виноваты, наверное, оба, но я меньше, свидетели были на моей стороне. Но! У меня был такой сильный стресс, что я даже телефонов свидетелей не спросила, и регистратора не было… Было это два года назад, ситуация устаканилась, но до сих пор руля побаиваюсь, езжу, как на пороховой бочке. Дайте внятный совет на будущее, чтоб даже в состоянии стресса можно было автоматически понимать и помнить, что делать в случае ДТП? На что обратить внимание, что не забыть сделать?

– После ДТП стоит вести себя спокойно. Самое главное зафиксировать наличие свидетелей – взять их имена, телефоны адреса, если они не могут дожидаться прибытия ГИБДД. Надо осмотреться – нет ли камер наружного наблюдения, куда могла попасть авария. Потом сфотографировать аварию на телефон, который сейчас у всех есть. С разных ракурсов. Хорошо, если в кадр попадут автомобили свидетелей – это дополнительный аргумент для суда, что свидетели реально были на месте ДТП, а не приведены откуда-то одной из сторон.

В городе на место ДТП часто приезжает аварком. Если авария произошла за городом, и нет потерпевших – то важно подробнее зафиксировать дорожную обстановку – каков характер покрытия дороги, обочина, погода. Всё, что могло повлиять на аварию. Фотографировать надо всё. Плюс к фотографиям нужно составить схему с размерами и описание – акт осмотра дорожного участка – например, что «Я, имя, фамилия, с участием таких–то лиц, осуществил осмотр в дневное время при естественной освещенности, на таком-то километре дороги», указывается время осмотра, привязка к местности, максимально подробно описываются детали. Описание должно быть подписано обеими сторонами.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество