Юлия Михайловна уже три года не была в книжном магазине. При этом бумажные книги – для себя и для детей – в доме появляются постоянно.
Да, приятно раньше было гулять по залам книжных магазинов, брать в руки новые, ещё пахнущие типографской краской издания, листать и, не спеша, обдумывать покупку. Расстраивало одно – цена. Крупные книжные магазины Барнаула превратили литературу в источник дохода. Книги многим стали не по карману – отдать 500 рублей за 500 страниц готов был не каждый. Юлия Михайловна нашла другой путь – стала заказывать книги через Интернет.
Покупаю всё
Женская часть населения края приобретает через сеть детские товары, одежду, медикаменты и товары для домашних питомцев – обсуждению свойств товаров, сайтов и «совместных покупок» посвящены многие женские форумы. Некоторые из них носят закрытый характер – в число постоянных покупательниц через Интернет можно попасть только по рекомендации других участниц. Это в какой-то степени страхует жительниц края от недобросовестности покупателя или продавца.
Всё больший размах приобретает покупка через Интернет билетов на концерт гастрольных артистов в кино. Один из крупнейших кинопрокатчиков края уже активно использует систему заказа и покупки билетов в онлайне, позволяющую кинозрителям избавиться от стояния в очередях.
Заказывать через Интернет продукты питания пока не вошло у жителей края в привычку, но готовая еда пользуется повышенным спросом как у работников офисов, так и у тех, кому некогда или не хочется готовить дома или тех, кто справляет какое-то торжество. В топе заказов – пицца и суши, хотя в Барнауле можно заказать на дом даже торт или пирог с рыбой.
А вот автомобили и ювелирные украшения покупать через сеть жители края пока не решаются – срабатывает здоровый консерватизм. Есть категория товаров, которая не находит спроса в Интернете из-за плохого знакомства целевой аудитории с сетевыми торговыми технологиями. Так, к примеру, пенсионеры края предпочитают покупать семена на специальных ярмарках, а не на сайтах для огородников.
Хорошо, но плохо
У покупок в сети есть свои слабые и сильные стороны. Хорошо, что экономится время. Не нужно объезжать торговые центры, широко разбросанные по Барнаулу. Не нужно беспокоиться о расписании работы магазинов – можно дома, не спеша, выбрать нужный товар – по цвету и размеру. Так, многие сайты, торгующие футболками и толстовками, предлагают наглядные варианты расцветок, размеров и оформления – можно рассмотреть рисунок поближе, покрутить виртуальное изображение.
Другая выгода – экономия денег. Как правило, цены на товары в Интернет-магазинах ниже розничных, так как сетевым магазинам не нужно арендовать торговую площадь и содержать штат работников магазина. Плюс в Интернет-магазинах чаще устраиваются скидки и распродажи.
Третий положительный момент – большой ассортимент товаров. Можно найти кофточку, которой точно не будет у соседки по офису. И по большинству видов товара в сети больше информации, чем на обычном прилавке в магазине.
Однако, как и у всякого явления, у Интернет-покупок есть и «подводные камни». Первый – невозможность оценить вещь тактильно. Товар не пощупаешь, на себя не примеришь. Да и с размером можно ошибиться. Экран телефона или картина могут оказаться меньше ожидаемого. Второй камень – сложности с доставкой. Не все продавцы готовы доставить товар к двери. Иногда нужно забирать его в другом городе – как, например, старинные монеты, которые нумизматическая компания довозит только до Новосибирска. Но самым главным минусом Интернет-покупок является возможность встретиться с обманщиками.
По словам Владимира НИКИТЧЕНКО, заместителя начальника оперативно-сыск- ного отдела уголовного розыска УМВД России по г. Барнаулу, майора полиции, любые покупки в Интернете могут быть опасны. Поэтому важно проявлять бдительность, никогда не отправлять деньги неизвестным людям, и, тем более, не сообщать данные своей банковской карты, не сообщать пароли и коды подтверждения операций.
Совершать покупки стоит только с домашнего компьютера, пользуясь при этом своим личным интернет-каналом, а, не выходя в сеть через бесплатные соединения в общественных местах. При регистрации в онлайн-магазинах не стоит использовать такие же пароли, как у личной электронной почты или странички в соцсетях.
Естественно, не стоит использовать и простые, распространённые пароли, типа «12345» или «qwerty». Стоит подозрительно относиться к предложениям что-то купить, которые приходят на электронную почту – в письмах могут содержаться компьютерные вирусы или ссылки на заражённые ими сайты. В целом, в Интернете самому искать товар безопаснее, чем ждать готовых предложений.
Несомненно, что Интернет-торговля будет дальше только развиваться, что жители края будут проявлять к ней всё больше интереса – это всё-таки удобно. Но также понятно, что с ростом покупок в онлайне вырастет и число разочарований от них. Ведь права покупателя в магазине защищены многократно – законами, чеками, гарантийными талонами, судебной практикой. А за некачественный товар в Интернете ответить бывает просто некому.
Как выбрать Интернет-магазин?
■ Важно почитать отзывы потребителей о работе сайта. Лучше на сторонних ресурсах.
■ Стоит оценить популярность и долговременность сайта по рейтингу поисковых систем
■ Важно убедится в актуальности новостей, размещаемых на сайте продавца.
■ Хорошо, если можно познакомиться с историей компании.
■ Стоит убедиться, что на сайте даны не только телефоны, а полные контакты продавца.
■ Магазины с широким ассортиментом товара обычно более безопасны.
■ В стоимость товара должны быть включены налоги.
■ Информация о цене и условиях доставки должны указываться отдельно.