Примерное время чтения: 7 минут
1272

Вундеркинд по заказу. Что дают детям частные развивающие центры?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ-Алтай" 26/02/2014

Молодой маме Юле замужние подруги с детьми прожужжали все уши про разнообразные центры развития детей в Барнауле – и педагоги там добрые, и методики обучения современные, и игрушек море. Ребёнок расцветает, прогрессирует и очень быстро становится вундеркиндом.

Юля рискнула пойти с двухгодовалым сыном в один из подобных центров, недалеко от дома. Сначала не смогла найти заведение – вывески не было, а сама организация находилась в обычной квартире. В прихожей центра оказалось полно родителей, детей, обуви, вещей – не было возможности нормально переодеться. Воспитатели на занятиях слишком торопились – за час дети вовлекались в танцы, сказки, поделки, несколько игр. Сын не успевал за другими – только начнёт лепить – надо уже всё бросать и бежать с остальными в хоровод. Молодой маме частная «развивайка» не понравилась, и она решила ребёнка в такие заведения больше не водить, а дождаться обычного детского сада.

Лепить и петь

Однако негативный опыт молодой мамы нельзя назвать типичным – многим барнаульским родителям частные и полугосударственные центры развития детей нравятся. Сегодня в краевом центре начитывается более 30 организаций, которые занимаются развитием детей. Некоторые из них имеют не один, а несколько офисов в разных частях города. Согласно опросам в сети Интернет, более половины молодых, социально активных мамочек города посещают с ребёнком развивающие центры, ещё 20% хотят или ищут подходящий центр для своего ребёнка.

Выбрать есть из чего – одни предлагают краткосрочные часовые занятия с детьми под наблюдением родителей, другие готовы развлекать детей по два часа, группы краткосрочного пребывания занимают малышей четыре часа, отпуская при этом родителей по своим делам. А есть и почти полноценные группы на восемь часов. Правда, обходятся они родителям не дёшево – от 8 тыс. рублей и выше за месяц. Одно разовое занятие с детьми продолжительностью от часа до двух стоит 250-300 рублей. Абонемент на месяц позволяет сэкономить на оплате одного из занятий. Первый поход в центр для рёбенка часто бесплатный, ознакомительный. Если понравилось – можно ходить два-три раза в неделю в специально оговорённое время. Есть и бесплатные детские центры – при социальных учреждениях края или вузах, но для занятий там нужно собирать пакет документов, с указанием прописки и семейного дохода.

Типичное расписание занятий в группе краткосрочного пребывания выглядит так: утром приходят детки, самостоятельно играют, потом их забирает на тренировку воспитатель по ритмике. После дети возвращаются в основной зал и начинают лепить поделки. Затем с детьми работает преподаватель по английскому языку, который поёт с детьми иностранные песенки. Далее воспитатель показывает детям мини-спектакль и затем устраивает для них перекус – печенье, пряники, сушки, крекеры и сок. Эстафету воспитания принимает преподаватель по творчеству, после него – преподаватель по музыке. Так проходит полдня, а в обед родители забирают детей домой.

Иногда тесно

Считается, что детей можно водить в развивающие центры с 7-8 месяцев, и занятия в центрах хороши для любого ребёнка – дают ему возможность развиваться и познавать мир. Хорошо, если ему в этом помогают не только воспитатели, но и родители. По наблюдениям Ирины СЕМЕНИХИНОЙ, барнаульского детского психолога, часто родители бывают разочарованы – предлагают ребёнку развивающие игры, а он ими совершенно не интересуется – поиграл один раз и бросил. На самом же деле специалистам ясно, что интерес к тому или иному предмету формируют взрослые, и чтобы развивающие игры стали любимыми у ребёнка – их нужно делать привлекательными для него.

Как и всюду, в центрах развития детей есть и «подводные камни». Одна из проблем – взаимодействие детей. Более взрослые детки перехватывают инициативу у младших – быстрее отвечают, забирают игрушки. Воспитатели центров не всегда пресекают такое повеление. Особенно если таких детей они готовят в садики и пытаются прививать им навыки общения. Но родителям малышей приходится эти педагогические эксперименты оплачивать из своего кармана, за счёт нервов своих детей.

Распространённая проблема – маленькие помещения развивающих центров, плохая вентиляция и пожарная сигнализация, соседство с другими заведениями – шумными или дымными офисами. Часты жалобы на грязные игрушки и неподготовленный воспитателями инвентарь для игр.

Сами воспитатели тоже бывают разные. Иногда они скучные, читающие по бумажке. Попадаются сотрудники, у которых дети «всё ложат и ложат». Когда группы большие – воспитатель может работать не со всеми детьми – двух-трёх он вовлекает в игру, а остальные занимаются чем угодно. Индивидуальные особенности – интроверт или экстраверт ребёнок – тоже редко учитываются. Почти во всех центрах используются какие-то специальные методики. Но они не идеальны.

Плюсом «развиваек» является душевный, в целом, персонал, менее формализованная, чем в детском садике атмосфера. Но главная их ценность не в том, что они делают из ребенка вундеркинда, хотя на это надеются некоторые родители, а в том, что дают взрослым полезные навыки игры со своими детьми, или возможность отдохнуть от детей – заняться своими делами, пробежаться по магазинам или потренироваться в фитнес-центре по соседству.

Гений с уклоном

Так, система Монтессори ориентирована на саморазвитие ребёнка. Но спорным тезисом методики является утверждение, что ребёнок точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас – совершенствовать вкусовое восприятие, поедая конфеты, или оттачивать зрение и слух с помощью телевизора.

Благодаря Монтессори родители поверили, что совершенствование мелкой моторики способствует развитию речи. Однако, как утверждают учёные, оно лишь стимулирует артикуляцию, но не влияет на формирование других компонентов речи. Плюс методика бессильная с гиперактивными детьми, которые произвольно нарушают все границы «зон развития». Как в о многих других методиках, в Монтессори нет задач на усложнение, в которых малышу должен помогать взрослый.

Методика Зайцева обучает детей чтению с двух лет. Но критикам непонятно, зачем так торопиться. То, что двухлетний малыш освоит за год, пятилетний запомнит за неделю. По мнению учёных, в 2-3 года у детей развивается звуковой анализ речи, и не стоит делать акцент на изучение букв. Система Никитиных хороша спортивными играми, в ней интересные головоломки, как и в Монтессори не допускается помощь взрослых, мало внимания уделяется рисованию, лепке, ролевым играм.

Раннее обучение языкам, по мнению педагогов, стоит начинать только в настоящих билингвальных семьях, чтобы ребёнок научился понимать не только бытовую лексику, но и юмор, сленг, современные обороты. Остальных детей учить иностранным языкам стоит после формирования у них правильного произношения звуков родной речи – то есть не раньше 4-5 лет.

Специалисты уверены, идеальных уникальных методик не существует, но из каждой можно взять что-то интересное и полезное.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах