Или можно было бы назвать именем артиста самую праздничную площадь города – площадь Сахарова. Хотя эту инициативу скорее всего не поддержит действующий глава региона, которому после «народного губернатора» пришлось разгребать административные завалы. Да, Михаил Евдокимов, как и Валерий Золотухин, любимы многими жителями края, и когда-нибудь их имена могут оказаться на картах городов и сёл. Но маловероятно, что это станет результатом переименования – у нас очень бережно относятся даже к неудачным названиям улиц и площадей.
В честь писателей
Имена улиц в Барнауле формировалась простым и незатейливым способом. С середины XVIII-го и до конца XIX веков они назывались естественным для всех сибирских городов путём. Например, по церквям, которые на них находились – Петропавловская, Троицкий. Или по складам, учреждениям, сооружениям – Пороховая, Конюшенный, Мостовой, Плотинный. Распространённым было название улиц по направлениям к другим населённым пунктам – Бердская, Бийская, Томская, Кузнецкая или Московский проспект.
Первое массовое переименование улиц случилось в конце XIX века. Улицы в историческом центре города получили имена известных русских писателей и поэтов – Пушкина (бывшая Иркутская), Гоголя (бывшая Кузнецкая), Горького, Никитина, Толстого (бывшая Большая Тобольская), Тачалова, Белинского, Короленко.
В советский период переименованием улиц занялись активнее. Писателей почти не тронули, зато появились улицы участников революции и гражданской войны. После войны новые улицы Барнаула стали в массовом порядке получать имена Героев Советского Союза. Позже улицы получают названия в честь юбилеев или хозяйственных и политических деятелей Алтайского края. Не забыли и известных земляков – писателя Шукшина и космонавта Титова. И во все времена в названиях существовали географические и эстетические топонимы – так появились улицы Северо-Западная и Бриллиантовая.
Улица красоты
Так как город Барнаул сегодня продолжает расти вширь, появляются и новые улицы. Тенденция последних лет – нейтральные и свободные от текущей политической ситуации названия. Побеждает эстетическое начало – на карте города появились в последние годы улицы Горнолыжная, Багряная, Мраморная, Аметистовая, Сапфирная. Есть и весьма интересные новшества – так уже в XXI веке в Барнауле появилась улица Томского Мушкетёрского полка, в котором 200 лет назад служили жители края. Новые площади получили имена первого мэра Барнаула Владимира Баварина, а также маршала Жукова и адмирала Кузнецова.
Благодаря усилиям городской культурологической комиссии, действующей уже больше 15 лет, и без того неактивный процесс переименования улиц и площадей в краевом центре скорее стоит, чем идёт. Самое значимое достижение – возвращение исторического названия Демидовской площади.
Тем не менее тема смены городских названий возникает с завидной регулярностью. Так, от различных общественных организаций периодически звучат предложения избавиться от названий, связанных с СССР.
Так, площадь Октября своего названия чуть не лишилась – после замены на ней памятника Ленина памятником пахарю, разгорелась острая дискуссия о названии площади. Осенью 2010 года Михаил ЩЕТИНИН, вице-губернатор, выступил с инициативой переименования площади Октября в Театральную – с оглядкой на находящийся на ней Молодёжный театр Алтая. Появилось множество противников и сторонников этого предложения. Профсоюзные деятели, к примеру, предложили переименовать площадь в площадь Труда. Дискуссия была жаркой, но оказалась бесплодной.
Не получила поддержки и инициатива переименования части площади Ветеранов в Аллею Памяти и Скорби радиационного воздействия. По определению барнаульской культурологической комиссии, место Памяти и Скорби жертвам радиационных катастроф в Барнауле давно определено – в сквере за библиотекой Шишкова.
Не удалось инициативным группам переименовать и часть остановок общественного транспорта в Барнауле – например «ЗСВ». Комиссия решила, что для переименования остановки нет веских оснований. Она может сохранить своё наименование как часть истории города, несмотря на то, что завода уже нет.
Иногда случались и удачные инициативы. Так, в 2000 году улица Полевая, по ходатайству коллектива станкостроительного завода, была переименована в улицу Петра Кулагина – Героя Социалистического труда. В прошлом году бывшая остановка общественного транспорта «Стадион» превратилась в остановку «Барнаульский зоопарк». Об этом просило руководство парка «Лесная сказка», и культурологическая комиссия одобрила переименование – горожанам позиционирование по популярному зоопарку понятнее, чем указание на стадион.
В общем, пока барнаульцам не стоит опасаться скорых и необдуманных переименований. Проспект Ленина скорее всего будет существовать долго, как и площадь Сахарова. А имена Евдокимова и Золотухина, вероятно, получат когда-нибудь новые улицы в районе новостроек.
Кстати
- Сегодня в Барнауле насчитывается 780 улиц, 11 проспектов, 4 тракта, 126 переулков и проездов. Их общая длина – более 700 км.
- Самая широкая улица – Проспект Космонавтов – 130 метров вместе с полосой зелёных насаждений по центру.
- Самые длинные улицы – Павловский тракт (30 километров в городской черте) и Попова (больше 10 километров).
- Самая короткая улица, 40 метров – Угольная, на ней стоит всего один дом.
- Единственная «лучевая площадь» в Барнауле – площадь Октября. Она создавалась в рамках концепции «города-сада» в 30-х годах XX века, и от неё улицы уходят в пяти направлениях.
Мнение власти
Валерий ПАРШКОВ, председатель комитета по культуре г. Барнаула:
– Выступить с инициативой присвоения улицам, площадям имён может любая группа граждан, общественные организации и даже правоохранительные органы. При администрации Барнаула действует культурологическая комиссия, которая с привлечением историков, общественников, филологов, искусствоведов и многих других специалистов рассматривает подобные предложения. Окончательное решение о присвоении имён принимает на своих заседаниях Барнаульская городская Дума.
Основная цель наименований и переименований – целесообразность и удобство для горожан. Даже если жители какой-нибудь улицы соберут подписи для её переименования, нужно учесть число организаций, зарегистрированных на улице, и число горожан, которым придётся внести изменения в данные о месте регистрации и проживания. Поэтому чаще всего переименования улиц не являются целесообразными.
Переименовать остановку общественного транспорта проще, главное, чтобы пассажирам было понятно, куда они приехали – в больницу, зоопарк, торговый центр. Если горожане давно называют остановку на проспекте Ленина «Институт Культуры», то, вероятно, нет смысла сохранять за ней название «Кинотеатр Россия».
Мнение эксперта
Лидия ДМИТРИЕВА, профессор АлтГУ, доктор филологических наук, член культурологической топонимической комиссии Барнаула:
– Переименования улиц в Барнауле были особенно популярны после Октябрьской революции. Замена исторических названий условно-символическими привела к изъятию из обращения культурно-исторической информации, которую несли улицы дореволюционного Барнаула. В городе существует множество мест, которые вызывают различные воспоминания у старожилов. Такими топонимами для Барнаула являются: Ленинский проспект, площадь Октября, Демидовская площадь и другие. Я считаю, что наименования должны отражать реалии культурной и исторической жизни города, и, к примеру, площадь Октября должна остаться площадью Октября, потому что это фрагмент сознания города.
Не спешить
Дмитрий НЕГРЕЕВ, историк, журналист:
– В целом я против переименований улиц и площадей в крае. Во-первых, это наша история, во-вторых, люди привыкают к старым названиям. За свою жизнь в Барнауле помню только два переименования – когда улицу Новую переименовали в проспект Строителей, и когда Пионерскую площадь переименовали в Демидовскую. На этом настояли краеведы.
В настоящее же время никакие переименования нам не нужны, и советские названия улиц служат людям не хуже остальных. Можно по-разному оценивать советский период, но он был и его никак не вычеркнуть из истории.
Спешить увековечить память Михаила Евдокимова, Валерия Золотухина или Михаила Калашникова, по моему мнению, тоже не стоит – всему своё время. По закону даже памятные доски можно устанавливать только спустя много лет после их смерти. У нас есть улица Шукшина – это хорошо. Будет когда-нибудь и улица Золотухина. Торопиться не надо.