Обычная прогулка по городу с восьмилетним племянником обернулась невесёлым пониманием: не всё я знаю про родной город. А почему Барнаул – «Бар-на-ул»? А к нам сам Пушкин приезжал? А почему все улицы по фамилиям, а Анатолия по имени? А что такое Сулима? Юный почемучка ставил меня вопросами в тупик, а я придумывала, где искать ответы…
«Героические улицы»
В преддверии празднования Дня города Данил ДЕГТЯРЁВ, коренной барнаулец, кандидат исторических наук, преподаватель АлтГУ, размышляет о прошлом, настоящем и будущем наших улиц с «героическими названиями» и не только:
– В нашем городе, если не считать пригорода, более 1000 улиц, многие из них названы в честь людей, как-то проявивших себя, и самая большая группа (около 60-ти) как раз названа в честь революционеров, общественных деятелей, героев и участников Гражданской войны.
Во всей этой группе я бы выделил три подгруппы наименований:
1) улицы, названные в честь людей, чья деятельность не имеет непосредственного отношения не только к нашему городу и краю, но даже к нашей стране. Это так называемые «великие имена» деятелей международного революционного движения (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Роза Люксембург, Карл Либкнехт – эти улицы располагаются в районе ВРЗ);
2) улицы, наименованные в честь тех, кто не имел прямого отношения к нашему региону, но чья деятельность отразилась на России в целом (проспект Ленина, улицы Фрунзе, Воровского, Радищева, Декабристов);
3) улицы, названные именами деятелей революционного движения, которые или жили на Алтае, или, приехав сюда, оказали влияние на судьбу Барнаула (так называемые «местные герои»).
Есть улицы, названные именами рядовых красногвардейцев, которые обороняли Барнаул и были расстреляны белогвардейцами (улицы Малюкова, Сычёва, Третьякова, Тяпкина). Они находятся на Горе. Имеются улицы, наименованные в честь крупных деятелей партизанского движения (Анатолия, Мамонтова). Кстати, отмечу интересную деталь: городские улицы, носящие имена героев Великой Отечественной войны, – все, как правило, названы в честь уроженцев Алтая.
Смена имён
В истории нашего государства, в 90-х годах XX века, был период повального переименования, коснувшийся не только названий улиц, но даже городов. В Барнауле с переименованиями сложилась забавная ситуация.
Я подсчитал и пришёл к выводу, что две трети городских улиц переименовывали хотя бы однажды, некоторые – по три, четыре, а то и пять раз, как, допустим, проспект Ленина (Богородицкий переулок – Московский переулок (проспект) – Бульварный проспект – Советский проспект – проспект Ленина). Можно выделить две волны переименований и наименований, связанных с именами революционеров. Первая волна пришла сразу после Гражданской войны.
Здесь выделяются две обособленные группы: часть улиц была действительно переименована, другие – впервые получили своё название. Ко второй группе, само собой, относились улицы, вновь построенные. Среди переименованных сразу вспоминается улица Павловская, ставшая сначала Комиссарской, а после смерти Матвея Ивановича Ворожцова, носившего партийную кличку «Анатолий», обретшая его имя. Вторая волна переименований приходится на послевоенное время (конец 40-х – конец 50-х годов). Сюда относятся «переназванные» улицы Эмилии Алексеевой и Петра Сухова, бывшие прежде 5-м и 6-м Заводскими проездами.
Хочу заметить, что далеко не всегда улицы получают имена людей, совершивших нечто исключительное, героическое. Зачастую, это своеобразная «метка времени», способ увековечить ценности определённого этапа истории. Но были, разумеется, и те, кто внёс значительный вклад в судьбу Барнаула. В этой связи приходят на ум имена Ивана Бонифатьевича Присягина, первого председателя Совета рабочих и солдатских депутатов, одного из руководителей алтайского отделения РСДРП (б) в 1917-1918 годах, и Матвея Константиновича Цаплина, председателя Исполкома.
Улица Присягина находится на Горе, а улица Цаплина – в районе ВРЗ. Так вот, вклад этих людей в судьбу Барнаула обозначен не только их партийной, но и общественной деятельностью. 2 мая 1917 года случился знаменитый пожар, крупнейший в истории города, в результате которого было уничтожено более 750 домов, а тысячи барнаульцев остались без крова. Ситуация осложнялась тем, что на дворе стоял 17-й год – революция! Именно Присягин и Цаплин занимались организацией помощи погорельцам.
Если говорить о переименованиях конца XX века, то, как ни удивительно, Барнаула это вообще не коснулось: у нас не было переименовано «обратно» ни одной улицы! Возникали единичные призывы, исходящие от местной интеллигенции вернуть проспекту Ленина имя Московского, а Социалистическому – Соборного, но разговоры остались разговорами, ведь очевидно, что такие изменения стоят огромных денег.
Вот такой казус…
Способы наименования XXI века остались прежними. Имена героев нашего времени находят отражение в названиях вновь создаваемых улиц. В настоящее время по Павловскому тракту возводится новый микрорайон. В нём существует улица Сергея Ускова – милиционера, погибшего при исполнении служебного долга на Кавказе. В районе улицы Попова (остановка «Детский сад») есть улица Сергея Семёнова.
Тенденции современности таковы, что, если улица пролегает в черте Барнаула, то её называют или именем какого-то человека, или в память об определённом событии. Забавно, но у нас уже существует улица 280-летия Барнаула, хотя в действительности юбилея ещё не было. Точнее, если вести отсчёт с 1730-го года, формально он был. Но правильнее отталкиваться от 1739-го года. Следовательно, праздничная дата случится только в 2019 году! А улица уже есть. Вот такой казус… Имеется и улица 65-летия Победы.
Если говорить о пригороде, тут очевидно стремление именовать новые улицы благозвучными словами: Уютная, Приветная. Недалеко от Черницкого кладбища расположен посёлок Благодатное. Отличительная черта его в том, что в нём огромное количество улиц имеет географическую «привязку»: Солонешенская, Завьяловская, Тополинская. Даже, если я не ошибаюсь, есть улица Мюнхенская!
А кто и в честь кого будет называть улицы Барнаула в последующие годы XXI века, покажет время…
Справка
Матвей Иванович Ворожцов, партийная кличка «Анатолий» - революционер, командующий партизанским отрядом. Сначала боролся против «белых», а похже, после установления Советской власти, был активным борцом с «красным» бандитизмом.