Мы подходим к двери, на которой значится «Диктор Вера Борисова». Она грустно улыбается: «Давно уже нет такой должности по штату, а табличку я всё равно не снимаю.Раньше нас, дикторов, было трое...». Теперь осталась только она. И каждый день невероятно элегантная, красиво причёсанная и всегда улыбающаяся, хорошо поставленным голосом и правильным русским языком рассказывает о «погоде на сегодня».
Структура личностей
– Вы начинали работать на советском телевидении и продолжаете сейчас здесь работать…
– Был какой-то период, когда я говорила: «Как не повезло нашему поколению!». Старики в почёте ушли. У молодых, которые пришли в 90-е годы, были свои, совсем другие ценности. А нам и жить старым стало невозможно, и привыкнуть к новому было сложно. Но сейчас я уже говорю: «Как мне повезло!». Я застала и прежнее время с его фундаментальными традициями, когда очень качественные «кирпичики» закладывали в основание телевидения. Теперь же вижу новое поколение, у которого огромное количество плюсов. Просто это другой мир...
– На сегодняшнем телевидении профессия диктора нужна?
– Диктор – это человек, который должен читать текст, это его служебная обязанность. После событий, связанных с ГКЧП, пошли разговоры, что это болванчики, которым что ни дай, они всё прочитают. Поэтому нужно убрать болванчиков. А на их место поставить журналистов, которые будут мыслить в кадре. С одной стороны, это правильно. Но всё же у каждой профессии есть свои законы. «Каждый несёт свой чемоданчик», – говорил Борис Вахрушев, наш замечательный телережиссёр. И это правильно, потому что каждый в своей работе должен добиваться высокого уровня.
– Многие зрители ругают нынешнее телевидение за бездуховность, небрежность, засилье негатива…
– Телевидение – это зеркало того, что происходит в обществе. Конечно, должна быть ответственность за всё, что оно «выплёскивает» на зрителя. Думаю, ТВ – это всё-таки личностное явление, это структура личностей. Только личность мы запоминаем. Ей доверяем. Сегодня я с удовольствием смотрю и слушаю Нику Стрижак. Она – человек телевидения. С удовольствием смотрю канал «Культура». Я выбираю то, что даёт мне положительные эмоции, когда могу заплакать от радости и счастья, потому что сознание очистилось. Ведь невозможно постоянно жить под прессингом негатива. В этом наша жизнь: ты сам выбираешь – плыть по течению в дерьме или всё-таки от него отойти.
Показывает Алтай
– Мне кажется, местные телекомпании многое потеряли, когда им «урезали» эфирное время.
– Вся прелесть регионального телевидения как раз была в тематическом вещании. Информационное – да, людям всегда интересно знать, чем живёт регион, что в нём происходит. Но было очень интересно и когда журналисты и их гости-профессионалы размышляли на самые разные темы: о богатстве алтайских недр, о возможностях новых технологий возделывания земли, о нашей культуре, нашей истории. И по этим направлениям на краевом телевидении очень интересные люди работали: журналисты Галина Кириллина, Валерия Голощапова, Наталья Прудникова, Изольда Гончарик, Вадим Явинский… Замечательных телевизионщиков было так много, что я даже боюсь, что обидеть кого-то могу, не назвав.
– Вы ведь делали и свои авторские программы?
– Мы с Доллой Александровной Явинской делали цикл программ «Просмотровый зал ТВ». В то время (начало 90-х годов) экраны заполнил поток третьеразрядных западных фильмов. А мы искали отечественные фильмы – содержательные, поучительные – и перед их показом разговаривали со зрителями, рассказывали о судьбах создателей этих фильмов, об истории самих картин. Я ставила перед собой цель напоминать людям: «Не теряйте чувства собственного достоинства ни при каких обстоятельствах!».
А потом мы стали делать с Алексеем Сазоновым цикл передач «Рандеву». Приглашали в студию людей-личностей, значимых для края. И первым нашим героем был Евгений Иванович Борисов, художественный руководитель оркестра «Сибирь». Кстати, выяснилось, что кроме этой записи он как собеседник нигде не появлялся. И теперь, когда делают вечера, посвящённые Евгению Ивановичу, берут фрагменты из этой программы.
Дружеский привет
– Женщины-дикторы телевидения всегда были своего рода иконами стиля.
– В советское время нас «заводили» в магазины, на какие-то склады, где можно было что-то приличное купить – ткань, вещи. Потом я «прибилась» к швейной лаборатории при Доме быта. Да и сама любила шить. На экране часто появлялась в своих нарядах. С благодарностью вспоминаю мастера лаборатории парикмахерского искусства Николая Вахрушева. Он – Профессионал! Кстати, форму стрижки, которую он мне тогда сделал, я за все последующие годы почти не изменила.
– Раньше могли позволить себе какие-то вольности во время эфира ?
– Требований тогда было очень много. Упаси Господи, чтобы ты лишний поворот головы сделала, или на тебе оказалась, по чьему-то мнению, блузка с «вальяжным» широким рукавом. На каждый лист с текстом ставили подписи сразу несколько руководителей. Помню, в самом начале моей работы друзья попросили передать им привет с экрана. И я как-то неосторожно пообещала. А как это сделать? Ведь любое отступление наказывалось. Однажды у Сергея Маркова была оговорка. Вернее, опечатка в тексте (машинистка ошиблась). Во фразе: «В Кремле прошли переговоры» – она вместо «переговоры» написала «перевороты». И это – в советское время! С ума сойти можно было.
Так вот, я решила следующее. Мы всегда обращались к зрителям: «Здравствуйте, товарищи!». А я выхожу в эфир и говорю: «Здравствуйте, друзья!». И вот сидим мы в кабинете директора, и во время обсуждения Николай Пименов говорит: «Вы знаете, что выпускающие пишут дикторам?! Вера сказала в эфире «Здравствуйте, друзья!». Я так и обмерла: что если сейчас поднимут «микрофонки», а там чёрным по белому написано «Здравствуйте, товарищи»?! Директор Павел Ильич Чупахин, конечно, всё понял и говорит: «Все свободны, а вы, Вера, останьтесь». Он пожурил меня очень тактично: «Знаете, Вера, вы можете уходить в отпуск, выходить из отпуска, но все для вас должны оставаться товарищами».
– Это правда, что те, кто «работает голосом», научаются определять людей по голосам?
– Мы не экстрасенсы. Просто я, например, очень трепетно отношусь к голосам и звукам. Однажды даже поняла, что если можно меня чем-то пытать, так это звуками. Ужасно, когда слышу клацанье железных дверей, автомобильную сигнализацию или «бурение» дрелью. Люблю низкие голоса. Обожаю Муслима Магомаева. Считаю, что это – голос №1 на все времена.
...Почти 35 лет работы Веры Борисовой на ТВ уместились в километры кино- и видеозаписей. А ещё – в фотографии, которые можно рассматривать часами. Вот празднование 25-летия и 50-летия телекомпании... Запись передач в павильонах…Субботники, после которых обязательно делали весёлые стенгазеты… Лыжные пробежки на соседней базе «Динамо»… Дни рождения коллег, которым она часто дарила свои стихи. В одном из таких стихотворений-посвящений есть строчки, которые подходят и ей самой, и всем вчерашним и сегодняшним телевизионщикам: «Желаю главное – Не затуши лучину И душу сбереги».