В прошлом году в крае набрала темпы кампания по замене всенародно избранных глав муниципальных образований на так называемых «сити-менеджеров». Со скандалом были приняты соответствующие поправки в Устав Барнаула, шумно не прошли пока уставные изменения во втором по величине городе края Бийске, буднично отказались от прямых выборов главы депутаты Белокурихи…
В разгар барнаульских «баталий» вокруг назначения главы администрации города в краевом центре прошел межрегиональный научно-практический семинар «Личность-общество-государство»: конституционная доктрина и практика взаимодействия в современной России» с участием ученых Новосибирской, Омской, Кемеровской, Тюменской, Томской областей, Республики Алтай и Алтайского края.
Особый интерес на форуме вызвало выступление профессора из Омска Александра КОСТЮКОВА, жестко высказавшегося против прихода к управлению городскими округами и муниципальными районами сити-менеджмента. Почему? На этот и ряд других вопросов заведующий кафедрой государственного и муниципального права Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского ответил в эксклюзивном интервью «АиФ на Алтае».
Зачем сити-менеджеру «гибкий позвоночник»?
– Александр Николаевич, внешне идея проекта «сити», судя по аргументации регионального руководства, выглядит вполне привлекательной. Чем она вас не устраивает?
– Потому что сити-менеджеры – более слабые фигуры, нежели мэры, пришедшие к власти в результате прямых выборов. И дело тут не в выборной системе. Один из вариантов которой предусматривает всенародное голосование, а другой – избрание депутатами.
Напомню: мэр, избранный всенародно, возглавляет местную администрацию. То есть, обладает максимальной полнотой власти. Как, например, руководитель субъекта Федерации, будь-то губернатор, глава или президент. Он может созывать заседание представительного органа, председательствовать на нем, подписывать или налагать вето на принимаемые Советом или Думой правовые акты. Фактически это можно назвать моделью «сильного мэра».
Только при такой схеме, если добавить нормальную бюджетную обеспеченность, функционирование местного самоуправления может быть наиболее продуктивным. Теперь разберемся, что такое сити-менеджер? Этот человек, хотя и выдерживающий конкурс, не является главой муниципального образования. Подобную функцию выполняет руководитель органа представительной власти.
Получается «властное раздвоение». И оно, по моему убеждению, не способствует оперативному решению муниципальных проблем. Более того, при таком распределении полномочий сити-менеджеру нужно иметь очень «гибкий позвоночник». Он отчитывается перед главой муниципалитета, перед законодателями, да и еще перед губернатором! Это какой же позвоночник надо иметь? А когда работать?
Да, для губернатора такой человек удобнее. Но для местного самоуправления он «господин ничто». Пытаюсь понять логику поведения региональной и федеральной власти и прихожу к выводу, что так они решают сложные проблемы простыми методами. Это очень опасное заблуждение! Пройдет два-три года и такая «властная вертикаль» продемонстрирует свою несостоятельность.
– Зачем же все это делается?
– Я разделяю точку зрения, что за всем этим скрывается истинная причина: желание региональных властных элит взять под контроль управление ресурсами муниципалитетов. А они в городских округах, особенно в краевых и областных центрах, немалые: земля, жилищно-коммунальный, энергетический комплексы и многое другое. Да и сельские территории, когда заработал рынок земли, становятся все более привлекательными. Не забывайте также, что не за горами серьезные выборные кампании 2011-2012 годов.
Цензы «отсекут» популистов
– Оппоненты возразят вам. И скажут: в результате всенародных выборов к руководству муниципалитетами на волне популистских лозунгов приходит немало случайных людей. Разве не так?
– За Алтайский край не скажу, но в Омской области, начиная с середины 90-х годов, я не могу припомнить подобного случая. Всегда властью намечается кандидатура, на нее делается ставка, оказывается организационная и всякая иная помощь. И нужный кандидат избирается всегда. Так что довод оппонентов считаю несостоятельным.
– Кстати, насколько активно в Омской области идет замещение выборных глав сити-менеджерами?
– Эта работа только начинается. Так что до Алтая нам далеко.
– И все-таки, чтобы на всенародные выборы не шли неподготовленные люди, может, следует внести в уставы муниципальных образований изменения, «отсекающие» непрофессионалов? Прописать, например, нормы, предусматривающие для кандидатов наличие соответствующего образования, стажа хозяйственной, управленческой работы и так далее?
– На языке избирательного права это называется цензами. Эта идея с точки зрения реального механизма, представляет несомненный интерес. Тем более, что «изобретать велосипед» не требуется. Вспомним историю: дореволюционное избирательное право в России было как раз сильно цензами. Причем, были они «драконовские». В органы власти не могли избираться женщины, не имеющие высшего образования, инородцы, некоторые другие представители «не титульной» нации. Существовал сильный имущественный ценз.
Купец первой гильдии избираться мог, а второй и третьей – нет. Большевики, взявшие власть в 1917 году, цензовые ограничения немедленно отменили. И провозгласили лозунг о прямом избирательном праве, при котором и «кухарка могла управлять государством». Бесцензовый вариант избирательного права, в принципе, сохранился и в правовой системе современной России.
Я за то, чтобы какие-то цензы, в противовес сити-менеджменту были восстановлены. Но пойдет ли на это высшее политическое руководство нашего государства? Внешне перед Европой это будет выглядеть как отступление от конституционных демократических принципов. Скажите, а отмена всенародных выборов как сообразуется с демократией?
«Переверстать» налоги в пользу муниципалитетов
– Вы упомянули о бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления. Она, особенно на селе, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы исправить ситуацию?
– С начала 2000-х годов весь налог на добавленную стоимость субъектов предпринимательской деятельности стали зачислять в федеральный бюджет. Раньше он «расщеплялся» на три уровня, включая муниципальный и региональный. Следует вернуть эту схему, плюс оставить в муниципальных образованиях весь налог на доходы физических лиц, качественно улучшить налоговое администрирование и ситуация более-менее выправится.
Вывод: налоги надо «переверстать» в пользу муниципалитетов. На вопрос, почему это не делается, у меня внятного ответа нет. Потому что финансовые возможности у государства для этого имеются.
– От некоторых отчаявшихся глав муниципальных образований, которых за плохое состояние дорог, отсутствие уличного освещения суды по представлению прокуроров привлекают к материальной ответственности, звучат призывы об отказе от полномочий, не обеспеченных финансами. Как можете это прокомментировать?
– Это не выход. Я бы назвал это одним из вариантов «местечковых суверенитетов». Мы это уже проходили. Надо на федеральном уровне, как я уже сказал, принимать решение о перераспределении налогов. Сейчас для этого ситуация более благоприятная, нежели в 2000 году.
– В недавнем послании президента России Федеральному Собранию Дмитрий Медведев призвал регионы избавиться от непрофильных активов: «заводов, газет, пароходов». Откажутся ли власти от подконтрольных электронных и печатных средств массовой информации? Или поступят как-то по – иному?
– Скорее всего, руководители субъектов Федерации посыл Медведева реализуют по-хитрому: найдут титульных собственников, крупных бизнесменов, которые будут следовать в абсолютном фарватере власти. Или предпримут такой шаг: создадут открытое акционерное общество со 100-процентной региональной собственностью. Медиа – ресурс накануне серьезных выборных кампаний никто так просто не отдаст.
Справка
Александр Костюков – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. Автор учебника по муниципальному праву, более пятидесяти проектов действующих нормативных актов федерального, регионального и местного уровней, соавтор Федеральных законов «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», член-корреспондент Муниципальной академии РФ.