Бийская компания «Эвалар» в числе первых, кто начал выпускать маркированную продукцию. Такие требования вступят в законную силу весной следующего года, но на Алтае заблаговременно переформатировали производство.
За честный продукт
На сегодняшний день компания «Эвалар» является безусловным флагманом в производстве БАДов на отечественном рынке. Поэтому там решили не затягивать с переходом на новые правила. Понаблюдать за тем, с конвейера сходит первая маркированная партия, приехали замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов и многие другие.
Как рассказали технологи, нанесение маркировки происходит на фазе упаковки. Специальная аппаратура за одну минуту может производить сотни автоматических операций.
«На табло загораются данные о производителе, дате производства и самом препарате. Они тут же кодируются в форму QR и набор цифр. На долю секунды аппарат начинает светиться, и после него на линию уходит все та же пачка. Но на упаковке там, где до этого ничего не было, теперь стоит код», - поясняют на производстве.
Причем непосредственно на технологическом процессе маркировка никак не сказывается и снижения производительности не зафиксировано, что тоже очень важно.
В дальнейшем, после того как препараты покидают завод, информация о них поступает в единую систему «Честный знак». Все это позволяет отследить весь путь упаковки — от производителя до конечного покупателя. Считывание информации об этой конкретной пачке происходит на каждом этапе движения — у дистрибьютора, оптовика, в аптеке. Основная цель проекта – исключить попадание на рынок контрафактной продукции.
Аналогичные требования маркировки на сегодня действуют уже в 14 отраслях, и эксперты прогнозируют лишь расширение этого списка. Для БАД такие требования вступят в силу с 1 марта 2023 года.
«Сегодня мы наблюдаем качественный рост рынка БАД, в том числе за счет развития новых каналов продаж. Маркировка может стать важным инструментом обеспечения прозрачности рынка, а также контроля качества и безопасности продукции – от аптечной полки до маркетплейсов. Очень важно, чтобы она эффективно сработала во всех каналах, - говорит председатель Совета директоров «Эвалар» Наталия Прокопьева. - Мы успешно провели эксперимент по нанесению маркировки на нескольких наших продуктах, теперь нам важно масштабировать этот опыт с учетом разнообразия выпускаемых форм, адаптировав технологии производства. Мы являемся лидером рынка, который обладает несколькими десятками производственных линий, поэтому внесли свои предложения для стабильного входа отрасли в маркировку, а также формирования благоприятных и равных условий для операторов рынка БАД».
Поддержка государства
Вопросы состоянии российского рынка БАД, технологические особенности предприятий, занимающихся выпуском данной продукции, а также о меры господдержки бизнеса и стали основными темами совещания, проведенного на площадке «Эвалар». Сегодня перед производителями встает ряд вопросов. Среди них — можно ли будет получить заемные средства на приобретение дорогостоящего оборудования для маркировки и не возникнет ли трудностей с этим оборудованием вообще, ведь большинство его производителей — иностранные компании.
По словам Василия Шпака, для того чтобы у предприятий в будущем не возникло трудностей с маркировкой, заводам следует заняться этим вопросом уже сейчас. Государство в свою очередь поможет в этом.
«Так же, как и для производителей воды и молока, для товарной группы БАД мы планируем предоставлять из Фонда развития промышленности льготные займы на оснащение оборудованием для маркировки, размером до 50 млн рублей под 1 процент на два года. Соответствующие изменения в Стандарт Фонда будут внесены после принятия правил маркировки БАД. Кроме того, Минпромторг согласовал с Минфином возможность использования возвращенных средств по программе «Маркировка фармы» на другие задачи по маркировке, - рассказал замминистра. - При этом заключать контракты на поставку оборудования и начать подготовку мы настоятельно рекомендуем уже сейчас».
Технологическая возможность для этого есть. Более того, у отечественных производителей рынка БАД даже нет необходимости самостоятельно искать поставщиков оборудования. Для этого достаточно обратиться в Центр развития перспективных технологий — это оператор национальной системы маркировки. Здесь заявляют о наличии готовых технических решений.
«ЦРПТ сформированы запасы оборудования. В Подмосковье был открыт склад, на котором хранится более 9700 единиц техники, комплектующих и расходных материалов для маркировки. Это аппликаторы, принтеры, камеры технического зрения, печатающие головки, картриджи,- рассказал Реваз Юсупов. - Эти запасы рассчитаны не менее чем на полгода и постоянно пополняются. Поэтому никаких проблем с оборудованием на рынке нет и не прогнозируется. С учетом текущих сроков закупки и поставки оборудования мы видим все возможности для всех участников рынка подготовиться к внедрению маркировки до завершения эксперимента, отладить и протестировать процессы. Но важно не откладывать, а начинать сейчас».
Кстати иностранные поставщики оборудования не намерены терять российский рынок. Так, о своей готовности продолжить работу в России заявили в Antares Vision - это итальянский производитель систем электронного зрения, автоматического контроля и защиты качества продукции. Под требования системы «Честный знак» решениями Antares Vision уже оснащено более 200 производственных линий фармацевтических предприятий в России и странах СНГ, в том числе и компании «Эвалар».
Таким образом, сегодня рынок БАД готов к переходу на обязательную маркировку своей продукции. В Минпромторге уверены, что если у кого-то из участников рынка еще остаются сомнения в необходимости этого, в ближайшее время они разрешатся. Практика других отраслей показывает, что положительные изменения отмечают и потребители, уверенные в качестве приобретаемой продукции, и производители, с рынка которых уходит контрафакт и недобросовестные конкуренты, и государство, которое получает налоговые отчисления ввиду прозрачности экономических процессов.
Александр Лукьянов в свою очередь заметил, что Алтайский край на сегодняшний день является лидером по производству биологически активных добавок в России. Именно поэтому совещание на данную тему состоялось в нашем регионе.
«Условия позволяют нам учесть интересы бизнеса, участвуя в проектно-экспертных и рабочих группах, созданных на площадке ЦРПТ, для обеспечения 100-процентной готовности участников оборота к выполнению поставленных задач к 28 февраля 2023 года», - говорит Лукьянов.
В результате участники совещания определили ключевые направления дальнейшей работы, обсудили промежуточные цели в отношении маркировки биологически активных добавок и способы их достижения, а также механизмы поддержки отрасли, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.