aif.ru counter
112

Непрофессионализм и коррупция. Бюджетные средства в крае расходуются не всегда эффективно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. "АиФ-Алтай" 20/03/2013

По словам Вячеслава Росщупкина, заместителя руководителя СУ СК РФ по Алтайскому краю, спектр преступлений весьма широк – превышение должностных полномочий, присвоение средств, мошенничество, получение и дача взяток, должностной подлог.

В числе обвиняемых и председатель участковой избирательной комиссии, и главный бухгалтер администрации района, и директор школы, и глава сельсовета и даже сити-менеджер города Яровое. Последний нанес ущерб казне на 19 млн рублей.

Как заверяют в следственном управлении – впереди еще много громких дел. Но почему и на какой почве произрастают подобные преступления? Как снизить их уровень?

Об этом нам рассказала Елена Таримова, генеральный директор компании «Центр государственного заказа», опытный и независимый специалист в области государственных закупок и торгов.

Закупки без контроля

– Елена Николаевна, кто страдает от существующей в крае коррупции?

– Государственные закупки касаются каждого в Алтай- ском крае. Пенсионеров волнует отсутствие бесплатных лекарств. Родителей волнуют суммы, собираемые на школы и садики. Все это – государственный заказ.

И важно, чтобы он проходил качественно, с минимальными потерями для бюджета. Для меня загадка, почему в прошлом году в школах собирали деньги на пену для изоляции окон, хотя по федеральной целевой программе на замену окон в школах края выделили баснословные деньги.

Непонятно, почему в некоторых школах собирались деньги на учебники для первоклассников, хотя во всех районах края были проведены тендера на закупку учебников. Непонятно, почему жители края не могут получить бесплатные лекарства, хотя торги по их закупке проводятся еженедельно.

Ответ один – за шесть лет действия 94 федерального закона, обговаривающего принципы проведения госзакупок, в крае так и не появилось эффективного контроля над исполнением государственных заказов.

Вопросы без ответов

– Какие проблемы возникают в крае из-за этого?

– Мы работаем на рынке одиннадцатый год. До 2006 года вполне благополучно работали с государственными заказчиками – краевыми и муниципальными. И у нас не было срывов в аукционах. А сейчас, кто учитывает сезонность работ?

Почему аукционы на ремонт дорог проходят в декабре? Почему реконструкция зданий начинается в августе, а не в апреле-мае? Потому что специалистов мало, и они не успевают сделать такой объем, а некачественно подготовленная заявка ведет к необходимости корректировок, срывам сроков проведения торгов.

Сейчас уже нужно проводить торги по закупке угля – уже через месяц первые вагоны с углем должны прийти в край. А если покупать уголь в последний момент – это дороже в несколько раз.

Получается, что мнимая эффективность, которую показывают на основании цены, оборачивается большими убытками для бюджета.

Почему только 4-5 строительных компаний постоянно выигрывают крупные тендера? А где остальные? Почему и кем у нас так пишется конкурсная документация, что конкурсы на поставку продуктов питания выигрывают новосибирцы, хотя Алтай – житница Сибири?

Почему общие затраты на здравоохранение в крае – 1,2 мдрд рублей – были разбиты только на четыре лота. А не проще ли было провести торги для каждой больницы отдельно?

И предприниматели в районах, которые занимаются строительством, забрали бы себе больницу и отремонтировали бы ее качественнее, так как сами живут здесь.

Как получается, что в Бийске сначала строят памятник, а потом через две недели проводят тендер на его изготовление и установку? До каких пор мы будем соглашаться с бестендеровым началом строительства?

Наконец, почему из края бегут предприниматели? Треть из покинувших край, занимались бизнесом. Одна из причин – централизация, монополизм, из-за чего им просто негде работать. Любая централизация ведет к коррупции.

Если в цепочке государственный заказчик – уполномоченный орган – поставщик находился бы специализированный орган – то уровень злоупотреблений снизился – ведь независимой организации, проводящей торги, важно сохранять свою репутацию, иначе к ней перестанут обращаться.

У нас в крае около 12 специализированных организаций, которые могут работать в области госзаказа. Почему нас не допускают до работы на этом рынке наравне с уполномоченным органом?

Сегодня количество привлекаемых денег в край баснословное, губернатору можно сказать за это спасибо. Правительство ведет верную экономическую политику, но почему она так странно воплощается в регионах? Вопросы без ответов.

Надежда на ФКС

– На каких этапах государственных закупок уровень коррупции наивысший?

– Само размещение госзаказа коррумпировано в минимальной степени – процедура размещения прописана подробно и качественно. Проблема иная – непрофессионализм в организации государственных торгов.

Специалистов по госзакупкам в крае можно пересчитать по пальцам – ведь чтобы минимально разбираться в этом, нужно отработать по этой теме не меньше двух лет – и надо знать экономику, юриспруденцию, товароведение, разбираться в политике.

Непрофессионализм на первой стадии становится благодатной почвой для коррупции в последующем. Мне как специалисту непонятно, как после демпинга в 50% на аукционе объект сдается заказчику, хотя по смете денег не хватает даже на материалы.

Мы еще пять лет назад выходили на администрацию края и просили продублировать постановление администрации Кемеровской области, которое не противоречило 94 закону.

Там принята норма, что перед заключением контракта после аукциона в случае снижения первоначальной цены более чем на 15% нужно предоставить технико-экономическое обоснование такого снижения – доказать, что используются новые технологии, материалы, показать, за счет чего идет такое значительное снижение цены контракта. Нас не услышали.

– Есть ли надежда на снижение подобной коррупции в крае?

– Надежда есть, сейчас на смену 94 закону идет Федеральная Контрактная Система, где при закупках обговаривается качество, сроки, репутация компании, а не только цена.

ФКС устранит часть проблем – сейчас обсуждаются необходимые поправки, многие уже учтены. На рынке государственных закупок всем станет проще и легче работать.

Надо понимать, что госзакупки не для избранных – там есть место всем. Крупный застройщик не пойдет на заказ в 50 тысяч – туда придет индивидуальный предприниматель.

А частник не пойдет на заказ в миллионы. Объем госзакупок в крае огромен и растет с каждым днем. Главное, делать это профессионально – и тогда несправедливость и коррупция в этой сфере будет минимальна.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах