В соответствии с федеральным законом №273 отныне любая деятельность в области строителей дорог, зданий, проектных и инженерных изысканий без допусков расценивается как незаконное предпринимательство.
В Алтайском крае уже действует несколько СРО – «Алтайские строители», «Союз архитекторов и проектировщиков Западной Сибири», «Дорожник Алтая». В каждую из них входят десятки строительных организаций – больше 50 у проектировщиков и больше ста у дорожников и строителей.
Однако организация деятельности СРО – процесс не простой, сопряженный с рядом моментов, которые пока вызывают у строителей вопросы и опасения. На минувшей неделе их обсуждали в краевом центре на конференции строительных и проектных организаций.
Какие нужны допуски?
Первая проблема – допуски. Их получение требует затрат. Единовременный взнос в компенсационный фонд может доходить до 150 тыс. рублей у проектировщиков и до 300 тыс. рублей у застройщиков. Для небольших строительных организаций это серьезная ноша. В конце прошлого года российские законодатели обещали пересмотреть перечень опасных работ, на которые они требуются. Уже теперь при частной застройке не выше трех этажей с площадью здания до полутора тыс. квадратных метров можно работать без допусков. Однако другие виды работ, особенно на общественных объектах, пока послаблений не получили.
Вторая проблема, связанная с допусками, – их качество. Одной из особенностей строительной отрасли в прошлые годы была фактическая невозможность отозвать лицензию на строительно-монтажные работы у дискредитирующей себя организации. Лицензия позволяла любой сомнительной конторе, порой не имеющей производственных мощностей, персонала, опыта, выигрывать конкурсы на строительство объектов, получать деньги и передавать заказ сторонним организациям, согласным работать почти за «спасибо». Качество работ было соответствующим. Порой работ не было вовсе – подрядчик из разряда контор «рога и копыта» – просто брал деньги с заказчика и растворялся в тумане. Потом проявлялся в соседнем регионе и смело искал доверчивых инвесторов – разрешительные документы были в порядке.
Сегодня, теоретически, СРО, выдавшей допуски, намного проще разобраться со строительной организацией, нарушающей ее требования. Однако закон не ограничивает, во-первых, регион вступления организации в СРО – застройщик из Якутии вполне может состоять в СРО Калининграда, во-вторых – качество самих допусков, выдаваемых СРО.
Застройщики- невидимки
По словам президента НП СРО «Алтайские строители» Михаила Фокина, из 350 заявлений в СРО не было принято три. Но именно эти три организации получили в итоге наибольшее число допусков. У «Алтайских строителей» они запрашивали 19 допусков, а когда им отказали, получили в других регионах 35 допусков. И теперь могут работать на алтайской земле. Ответственных строителей это настораживает. По их мнению, необходимо унифицировать требования в выдаче допусков на всей территории страны – пока же их определяют внутри самого СРО.
Помимо этих трех, уже проявивших себя организаций, могут появиться и другие. В прошлые годы в Алтайском крае строительные лицензии были выданы больше чем 2200 организациям. На виду, среди вступивших и вступающих в существующие СРО края, – не больше 700 организаций. Остальные «потерялись». Кто-то давно ушел с рынка, кто-то работает пока без допусков – особенно в летний сезон, а кто-то, вероятно, уже ищет по России СРО, где не будут столь придирчивы к выдаче допусков.
Случаи участия в тендерах строительных организаций с сомнительными допусками в крае уже зафиксировано – так, у дорожников право на нанесение разметки на федеральную трассу оспаривала организация, где один человек был и учредителем, и директором, и бухгалтером, и главным инженером. Не имея персонала и техники, она зато имела полный комплект допусков на семи листах мелким шрифтом от одной оренбургской СРО.
Естественно, намечающиеся проблемы со сторонними СРО и допусками от них не могли не взволновать администрацию края.
Варяги заказа не получат
Вице-губернатор Яков Ишутин на совещании признал, что исполнительная власть сейчас хочет понять, какое число СРО нужно в регионе. В Москве их 37, и они растут, как грибы, но чем больше СРО – тем больше вероятность ошибок и злоупотреблений. В крае уже были обманутые дольщики, как бы не появились и обманутые строители, вступившие в сомнительные СРО, выдававшие допуски на коленке, а потом растворившиеся с членскими взносами на просторах нашей необъятной родины.
По закону число возможных участников СРО не ограничено. В крае действует два крупных СРО и нужно ли нам иметь десять – это еще большой вопрос. Так же, как и приветливое отношение региона к представителям СРО других регионов.
«Нужно задумываться, надо ли нам иметь головную боль, потом подрывать авторитет Алтайского края из-за объектов Татарстана или других регионов, – сказал Яков Ишутин, – А те, кто получает допуски в СРО Омска, Кемерова – пусть туда и уходят. Если он приходит с их допусками к нам, надо его спросить, а почему ты там не работаешь? Иди туда – там тебе допуск дали, тебя там знают».
Вице-губернатор заверил всех: «Если это не решается на уровне закона, то это надо решать на уровне региона. И я гарантирую, что по адресным инвестиционным программам ни одна строительная организация, зарегистрированная вне края, подряды не получит. Надо сильно не любить Алтайский край, чтобы уйти регистрироваться в другом регионе. И сильно не любить Татарстан, чтобы прийти сюда. Если есть причины – мы должны их знать. Мы уже намучались с лицензиями, которые нельзя забрать. Позиция губернатора края Александра Карлина: все четко отслеживать, что у нас создается и как работает. И каждый кот сам по себе по территории Алтайского края ходить не будет! Это надо ясно, четко и хорошо понимать!»
Строители должны объединятся
Отдельно от Якова Ишутина досталось и дорожникам за создание своей СРО. Делить строительную отрасль по специализации на дорожников и жилищников – не самый продуктивный путь. Так можно дойти до того, что свою СРО создадут бетонщики, каменщики или плотники. Огромный объем работ дорожниками, как и строителями, выполняется по краевой адресной инвестиционной программе, и потому лучше искать пути объединения, а не разъединения.
В целом же введение системы саморегулируемых организаций – явление в крае положительное. Пока оно затронуло только строителей, но на очереди транспортники. Если СРО появятся у автоперевозчиков. то при грамотной реализации положений федерального закона это позволит сократить численность безответственных перевозчиков в крае и повысит безопасность пассажиров на его дорогах. СРО - это инструмент. И при правильном использовании он позволяет добиться многого.