Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил техническое расследование катастрофы с вертолетом МИ-8, которая произошла летом прошлого года в Республике Алтай. В результате трагедии погибли шесть пассажиров. Что теперь известно о причинах авиакатастрофы – в материале altai.aif.ru.
Сгорели заживо
27 июля в районе села Тюнгур Усть-Коксинского района на Алтае упал вертолет МИ-8. Очевидцы засняли, как при заходе на посадку борт задевает хвостовой балкой и рулевым винтом железобетонную опору ЛЭП. Судно начало закручивать, и в итоге оно упало на землю и загорелось из-за вытекшего из баков керосина.
Как рассказывал Евгений Хорошилов, врио начальника ЦУКС ГУ МЧС России по региону, сообщение о ЧП поступило в 15:05. На место сразу же выдвинулись спасатели. Выяснилось, что на борту было 16 человек, в том числе три члена экипажа и 13 пассажиров. Туристы приехали на Алтай из разных городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска и других. Также среди отдыхающих была гражданка Белоруссии.
По словам одной из пострадавших, большинство туристов прибыли в Республику Алтай в рамках тура под названием «Врата в Шамбалу». Шамбала – мифическая страна, которая, по преданиям, находится в районе горы Белухи. Эзотериков это место силы привлекает давно.
Путешествие к Белухе и закончилось трагедией. В результате ЧП скончались шесть пассажиров, четверо из которых сгорели заживо, еще двое погибли в больнице после страшных ожогов (80% и 95% тела).
По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело.
Причины трагедии
Вертолет МИ-8 принадлежал авиакомпании «Алтайавиа». Пилоты компании имели опыт и все необходимые лицензии. Перед полетом прошли необходимый медосмотр, что подтверждено записями в специальном журнале. Ни у одного из них ранее не было инцидентов и уж тем более авиакатастроф. Судно было выпущено в 1986 году на Улан-Удэнском авиазаводе и было исправно. Так почему же все-таки произошла трагедия?
В окончательном отчете МАК, который занял 82 страницы, говорится, что подготовка к полету шла по плану в рамках регламента. План полета командир воздушного судна, как полагается, направил в Новосибирский региональный центр. Далее вертолет прошел предполетную подготовку на аэродроме Карасук. Топлива в баках было достаточно – 2450 л. С этой площадки МИ-8 вылетел в село Тюнгур на базу «Высотник», где его ждали 13 туристов для проведения авиаэкскурсии.
Из объяснений командира воздушного судна:
«…Перед взлетом с площадки в районе н .п. Тюнгур, второй пилот проверил документы, сверил по списку паспортные данные, руководитель группы подписал договор и все по списку поставили подписи. Стали готовиться к запуску, при этом второй пилот провел инструктаж, то есть правила безопасности и поведения на воздушном судне, чтобы были пристегнуты ремнями, наушники, естественно, на борту были по количеству людей, типовой стандартный инструктаж… 13 человек сидели на оборудованных местах. После инструктажа стали готовиться к запуску двигателей …».
Отдыхающие направились к горе Белухе и ее окрестностям, а также посетили озеро Аккем, после чего вылетели обратно в село. Как раз на обратном пути и произошла трагедия.
Как говорится в отчете ведомства, командир вертолета допустил ошибку, так как принял решение приземляться, не обеспечив безопасное расстояние до препятствий. Кроме того, в момент посадки экипаж не учел порывистый попутный ветер, из-за чего судно дополнительно сместилось в сторону опоры ЛЭП при развороте. Кроме того, пилоты не выключили двигатели специальными кранами, не обесточили судно и не организовали эвакуацию всех туристов. Лишь бортмеханик после того, как вертолет рухнул, бросился к аварийному выходу и помог открыть левую дверь грузовой кабины, благодаря чему большинство находившихся на борту выбрались.
«После падения воздушного судна я повис на привязных ремнях и сообщил членам экипажа, что необходимо эвакуироваться, а именно крикнул им: «Эвакуация». В момент, когда я стал осматривать кабину вертолета, я увидел, как бортмеханик покидает воздушное судно через сдвижную дверь. При этом пассажиры не могли меня слышать в связи с посторонними звуками от пожара и систем вертолета. Я начал расстегивать карабин крепления привязного ремня, при этом под кабиной я видел возгорание керосина», - рассказывал командир экипажа.
Также специалисты МАК рассмотрели версию о возможных нарушениях в организации перевозки пассажиров. Это предположение не подтвердилось. В ближайшее время окончательный отчет о расследовании направят в Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР.