Разобраться в этом нам помог начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Виктор Яковлев.
Принцип единого кошелька
– В чем суть и логика перевода муниципальных учреждений здравоохранения в статус краевых? Чья это инициатива?
– Инициатива федеральная – в ноябре прошлого года вышел Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в котором прописана эта тема, и вся Россия стала в этом направлении работать.
Логика такова. Во-первых, это разрушает границы в сфере охраны здоровья между муниципальными образованиями. Вот, например, три района: три райцентра, три главы местного самоуправления, три ЦРБ, ФАПы, амбулатории… Системы здравоохранения этих районов очень похожи: терапия, хирургия, педиатрия, гинекология, «инфекция» – стандартный набор.
А если кому-то необходима какая-то специализированная помощь, его направляют либо в Барнаул, либо в межрайонные центры (Алейск, Славгород, Камень-на-Оби, Заринск, Бийск, Рубцовск). И вот в этих трех районах каждый глава имеет свои определенные бюджетные приоритеты и финансирование здравоохранения (не из ОМС, а из бюджета), которое порой заметно отличается между районами.
Это приводит к тому, что в одних больницах нормальные стены, тепло и светло, а в других ситуация обстоит несколько хуже. Это возникает не столько из-за дефицита районных бюджетов, сколько порой именно из-за бюджетных приоритетов. Поэтому единое управление из краевого центра позволит финансировать эти больницы по одинаковым принципам. Не из представления города или района о необходимости финансирования здравоохранения в его местности, а по неким усредненным нормативам, которые складываются в зависимости от наполняемости краевого бюджета.
Во-вторых, если заболел человек в каком-то селе, «скорая» к нему едет из его района. Даже если из соседнего района гораздо ближе – финансы же районов отдельны. Когда финансы будут краевые, эта тема со временем сойдет на нет – приезжать к пациенту будут оттуда, откуда ближе. Межмуниципальные границы в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи сотрутся.
Кто ближе, тот и спасет!
– А опасения по поводу разного рода «слияний»…
– Ни о каких немотивированных слияниях больниц, ни о каких ликвидациях никто не говорит. Но человек должен получать помощь оттуда, откуда ближе. Закон дает право выбора. В ближайшее время будет издан федеральный подзаконный акт, в котором будет прописано, что каждый гражданин может выбрать себе участкового терапевта или педиатра для ребенка.
Согласитесь, зачем человеку выбирать врача в своей «районке», до которой ехать 50 км по «гравийке», если до больницы в соседнем районе всего 5 км асфальтированной дороги?
Почему жителям Новосибирской области, живущим на границе с Алтайским краем, не пожелать лечиться в больнице нашего региона?
В-третьих, эта система дает единый подход к оценке качества медицинской помощи.
В итоге мы должны получить систему здравоохранения, выстроенную вне зависимости от границ муниципалитета, а в зависимости от потребностей населения, финансируемую по единым правилам и управляемую из одного центра.
Вот и все.
– По какому принципу будут распределяться средства из краевого бюджета?
– По численности населения. Но если, к примеру, сто человек из одного района захотят обслуживаться в другом, деньги будут «переезжать» вместе с ними – там убавится, здесь прибавится. Это будет происходить и в городах. Например, внутри Барнаула из одной поликлиники в другую вместе с людьми будет уходить и часть финансирования. Это будет поводом задуматься: как дальше работать, если пациенты будут голосовать ногами.
«Скорая» и грибнику!
– Допустим, человеку плохо, он набирает «03» и вызывает «скорую». Но он же попадет в «неотложку» своего района, а не соседнего, который ближе. Как с этим быть?
– У нас в этом году должен заработать единый номер «Скорой помощи», который эти вопросы должен снять. Сейчас мы этот вопрос прорабатываем с сотовыми операторами…
Пока же, да, определенные проблемы есть. Вы едете, к примеру, по трассе и решаете дозвониться до «скорой». Пока вы до Троицка едете – будете попадать в Барнаул, за Троицком – в Бийск. Но почему-то вы не будете попадать ни в Троицк, ни в Косиху, ни в другие населенные пункты, которые расположены гораздо ближе.
Или грибник в лесу. Прихватило. И что? Он звонит, и не понятно, куда попадает. Единый номер «скорой» просто необходим или даже в перспективе единый диспетчерский пункт с операторами, которые будут принимать вызовы со всего края и оттуда распределять машины «скорой помощи». Люди должны дозваниваться до «скорой» с привязкой к местности.
Для этого нам выделили на 2012 год 80 млн руб. из краевого бюджета. Мы установим на все машины систему ГЛОНАСС. В Барнауле же очень изменились показатели работы «скорой помощи», после того как мы оборудовали машины этой системой: диспетчер, зная место нахождения машин, направляет к больному ближайший свободный экипаж. Теперь так будет и в районах.