aif.ru counter
29

Пушкин – наше что?

- 6 июня Россия и мир будут праздновать очередной день рождения Александра Пушкина. В этот день пройдут многочисленные поэтические празднества. В том числе и в Барнауле.

Сегодня Феофилакт Косичкин, Старый Арзамасец и Иван Петрович Белкин (псевдонимы Александра Сергеича) известны практически каждому человеку. Его преподают в школах и университетах. Происходит даже определенное «перекармливание» Пушкиным. В головы бедных школьников вбивают серьезнейшие произведения – от новелл Пушкина до поздних стихов.

При этом поэт остается некой «священной коровой» для критики. Я в свою бытность школьником имел неосторожность назвать «солнце русской поэзии» бабником. В ответ на это возмущенная учительница литературы с пеной у рта и охваченная праведным гневом доказывала мне, что Пушкин гений и ему должно прощаться все.

Правда, так было далеко не всегда. Как справедливо подметил писатель и литературовед Юрий Тынянов, всероссийская известность пришла к Александру Сергеевичу только в начале 20 века. А при жизни считалось, что Пушкин исписался. Особенно в 30-х годах 19 века, когда он переключился на философские стихи и серьезную прозу.

Показательно, что при жизни поэта было издано всего два-три тома его собрания сочинений. А вот малоизвестный ныне персонаж Осип Сенковский (он же Барон Брамбеус) имел шикарное собрание сочинений в 12 томов. Только вот Пушкина сейчас помнят, а его более «плодовитого» коллегу – не очень. Интересная штука – циклы литературного процесса.

Однако в веке 20 творческая интеллигенция почему-то неоднократно обращалась к творчеству Александра Сергеевича. Марину Цветаеву оно вдохновило на создание интереснейшего очерка «Мой Пушкин», Сергея Рахманинова – на написание его первой оперы «Алеко», Георгия Свиридова – на создание проникновенной музыки к кинофильму «Метель». Это всего лишь несколько примеров из многочисленного сонма.

Как мне кажется, творчество Пушкина вдохновляло их по многим причинам. Это и глубина содержания, и отточенность формы, и вписанность в систему и архетипы русской культуры. Однако не менее важная причина – добровольность обращения к произведениям поэта. Для них он был другом, наставником, собеседником. Его читали для души.

А когда Пушкина на уроках литературы разбирают по косточкам, разрывая живую плоть поэзии на ямбы и хореи, это вызывает в лучшем случае скуку, в худшем – отвращение.

Уважаемые учителя! Давайте не будет «перекармливать» детей Пушкиным. И тогда можно будет надеяться, что юнцы в свободное время откроют томик Александра Сергеича. И что-то, возможно, их там живо заинтересует.

Авторские колонки Михаила Палочкина

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах