В арт-галерее «Бандероль» работает необычная фотовыставка. Автор – барнаульский фотограф, руфер и краевед Евгений Кучинёв. Это работы, на которых изображения зданий с дореволюционных снимков словно «перетекают» в их сегодняшний облик.
Евгений Кучинёв рассказал корреспонденту АиФ-Алтай о сохранении памятников архитектуры, о Барнаулськом туркластере, субботниках на сереброплавильном заводе и о персональной фотовыставке.
Обсуждать открыто
Елена Николаева, АиФ-Алтай: Почему именно таким образом ты решил показать известные места старого Барнаула?
Евгений Кучинёв: Потому что в сравнении особенно видны те изменения, которые произошли за 100 лет. Выставка потому и называется «100 кадров назад», что для сравнения взяты снимки, сделанные до 1917 года и современные фотографии. Длительное время изучая историю города, я накопил довольно большой архив фотографий того времени. Глядя на снимки, мысленно представлял облик нашего города тех лет. И захотелось сделать сравнение с днём сегодняшним. Убедился, что такое желание возникает не только у меня – на выставку приходит много посетителей, ведь история всегда интересна людям.
– Уже не первый год энтузиасты, в числе которых и ты, проводят субботники на территории бывшего сереброплавильного завода, или «Спички». Что вас заставляет это делать?
– Многие защищают памятники и сохраняют историю на словах. Мы же решили перейти от слов к делу. Мы поставили перед собой две основные задачи – очистить прилегающую к строениям территорию от растительности, ведь корни деревьев и кустарников разрушали старинную кирпичную кладку. Вторая задача – привлечь внимание людей к этому уникальному месту, откуда начинался наш город. Раньше большинство горожан не знали или не задумывались о том, как выглядит эта зона. А теперь слово «Спичка» у всех на слуху. И во многом благодаря этому общественность не допустила рассмотрения проекта межевания территории, который собирались утвердить собственники.
– А как соблюсти интересы собственников, взявших на себя обязанность сохранения и реставрации объекта культурного наследия, и в то же время не допустить превращения значимого для города исторического места в их бизнес-проект, не испортить соседством с каким-нибудь ТЦ?
– Развитие территории Спички и всего туркластера в целом невозможно без привлечения бизнеса. И я лично считаю уместным строительство здесь коммерческой недвижимости. Однако полагаю недопустимым сооружение типовых коробок. Проект будущих торговых площадей должен быть стилизован под архитектуру бывшего сереброплавильного завода. И самое главное – любые манипуляции с данной территорией должны открыто обсуждаться с общественностью.
Нужен «довесок» к рублю
– Вас как историка, какой город или село в крае наиболее интересует и почему?
– Барнаул и Бийск. Особенно Бийск. Его архитектура очень красива, но памятники находятся в более плачевном состоянии.
– Согласна, Бийск – потрясающий город. Сразу подумала о пассаже Фирсова – хорошо бы новый собственник всё-таки довёл реставрацию до конца, чтобы такая красота не разрушалась! Кстати, как такая идея, высказанная кем-то из краевых чиновников: на все восстановленные, отреставрированные, в общем возвращённые в жизнь здания, вывешивать таблички с именами меценатов-благодетелей?
– Меценатам нужны не таблички с их именами, а окупаемость вложенных средств. Сами понимаете, отреставрировать историческое здание намного дороже, чем построить с нуля. Даже идея выкупа зданий за 1 рубль имела бы смысл, если бы в «довесок» шла земля, а так фактически собственник покупает руины за 1 рубль и землю под ними за десятки миллионов.
– На днях появилась информация о желании РЖД перестроить или реставрировать барнаульский железнодорожный вокзал. Даже проектный рисунок выложили в Сети. Комплекс выглядит динамично и современно, но совершенно неузнаваемо. Как относитесь к подобным проектам реконструкций?
– Негативно отношусь. РЖД такая структура, которая не щадит исторические сооружения. Повторюсь, что необходимо любые манипуляции с исторически значимыми местами города выносить на всеобщее обсуждение. Считаю, что современные владельцы не имеют морального права в одностороннем порядке разрушать то, что создавалось предыдущими поколениями.
Лучше так, чем как было?
– Сегодня у нас модно говорить про туркластер. А вам не кажется, что это стало своеобразной идеей фикс?
– Правильно однажды архитектор Александр Деринг сказал, что одна из главных ошибок властей при реализации туркластера – закрытость (вероятнее всего намеренная) от общественности. То есть от нас скрывают, сколько на что выделено средств, сколько потрачено и т. д. За то время, что реализуется проект туркластера, были проложены инженерные сети, построена котельная, две набережных, убогая лестница в Нагорный парк и пародия на Арбат. Сейчас завершают ограду в центральном парке. А где хоть одно восстановленное историческое здание? Нужно было восстанавливать «Спичку» прежде остальных проектов. Видимо, удобнее пускать пыль в глаза горожанам всякими лестницами и арбатами, не имеющими никакого туристического потенциала без главной «фишки» горнозаводского кластера – реконструированного cереброплавильного завода. Я считаю, что проекты, реализуемые под видом туркластера, это своего рода подачки. А наши люди, увы, принимают их и радуются, что «лучше так, чем как было».
– Удавалось ли рассекретить какие-либо «белые пятна» в истории родного края?
– В основном я собираю материалы об истории промышленных предприятий, развитии края в советское время. Самое интересное пока не могу публиковать, потому как исследования не завершены, а выкладывать обрывочную информацию не хочу. Например, был выложен видеоролик из дореволюционных купеческих тоннелей под Барнаулом. Цель простая – показать, что они есть. Но другой информации пока дать не могу.
– Что для вас значит – любить малую родину?
– Я родился в Барнауле. Любить малую родину – значит, не быть равнодушным к её судьбе.
Досье
Евгений Кучинёв.
По образованию – железнодорожник. Работает фотографом. Волонтёр. Городской сталкер. Увлекается историей Барнаула и Алтайского края.