Болеть тоже можно с комфортом. И очереди в регистратуру поликлиники могут стать меньше, если граждане начнут шире пользоваться электронными возможностями. Об этом шла речь на круглом столе в четверг, 15 ноября, посвящённому цифровизации системы социального страхования. В мероприятии приняли участие представители регионального отделения ФСС, медицинских организаций, общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», работодатели и журналисты.
Мы больше не курьеры
Цифровые технологии приходят во все сферы нашей жизни, социальная – не исключение. На сегодняшний день россиянам доступны более 15 тысяч различных социальных услуг и мер.
«Одним из важных сервисов с точки зрения взаимодействия субъектов страхования являются личные кабинеты на сайте Фонда, - говорит управляющий Алтайского регионального отделения ФСС РФ Татьяна Петрова. – На данном ресурсе для граждан-получателей услуг присутствует информация по видам пособий и выплат, начисленных в рамках прямых выплат и на основании электронного листка нетрудоспособности, сведения по программам реабилитации, заявкам в технические средства реабилитации. А также представлен калькулятор пособий».
Одним из самых динамично развивающихся цифровых проектов Фонда является проект «Электронный листок нетрудоспособности» (ЭЛН). На территории Алтайского края данный проект стартовал 1 июля 2017 года. На сегодняшний день выдано уже более 26 тысяч «электронных» листков нетрудоспособности. При этом сервис постоянно модернизируется и он интегрирован в проект «Прямые выплаты», и далее – с инструментом национальной платёжной системы «Мир».
Удобно – пациенту и врачу
Интересный факт: если на выдачу первых 10 тысяч ЭЛН в нашем регионе ушло 13 месяцев, то следующие 10 тысяч электронных листков медучреждения края выдали всего за 2,5 месяца. Следовательно, и застрахованные, и страхователи видят в новом электронном сервисе преимущества.
- В Алтайском крае участниками проекта со стороны медицинских организаций в настоящее время являются 140 медучреждений, что составляет 63% от их общего числа, из них 127 - бюджетные медицинские организации, 14 - частной формы собственности, - поясняет начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регионального отделения Фонда Екатерина Степанова. - Среди лидеров по выдаче электронных листков нетрудоспособности – Рубцовская городская больница №2 , Тальменская ЦРБ, Славгородская ЦРБ и Городская поликлиника № 9 города Барнаула. Среди частных медицинских организаций наибольшее число ЭЛН выдано клиниками «Здоровье» и «Добрый доктор».
Барнаульская Городская поликлиника № 9 перешла на электронный больничный со времени запуска в крае данного проекта. За это время сервис оценили как пациенты, так и врачи.
«У нас была возможность сразу запустить сервис ЭЛН, так как каждое рабочее место врача оснащено компьютером, - говорит главный врач Городской поликлиники № 9 города Барнаул» Инна Анисимова. – На старте проекта время оформления больничного составило 7 минут. «Это долго!» - решили мы и, проведя ряд технических усовершенствований, довели это время до 2 минут. Для пациента очевидное преимущество – не нужно ходить из кабинета в кабинет, стоять несколько раз в очереди и в случае потери бумажного документа снова возвращаться в медучреждение. Теперь за несколько минут электронный больничный оказывается у работодателя. Кстати, врачам тоже удобен этот сервис, так как он позволяет отказаться от бумажного документооборота. Кстати, наши врачи уходят на больничный только по ЭЛН. Эту систему мы как работодатели применяем у себя в организации. Это очень удобно, мы оценили».
Ещё одно новшество этого года – региональное отделение приступило к реализации пилотного проекта Фонда «Социальный персональный информационный навигатор для детей-инвалидов». Это социальный ПИН, цель которого улучшить информированность родителей детей-инвалидов, повысить качество оказываемых услуг.
Ответь, «Алиса»!
Некоторые цифровые проекты социальной сферы реализуются в сотрудничестве с другими организациями. Например, в крае с сентября текущего года, началась работа по реализации совместного проекта Фонда и ОАО «РЖД» по выдаче электронных талонов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
«Проект позволяет оформить поездной документ, не выходя из дома, а если и придется обращаться в кассу РЖД, будет достаточно документа, удостоверяющего личность - вся остальная информация содержится в базе РЖД, что значительно экономит время граждан и упрощает процедуру получения билетов», - поясняет начальник отдела социальных программ АРО ФСС РФ Алла Французова.
Осенью 2018 года ФСС запустил два полезных приложения для мобильных телефонов - социальный навигатор и голосовой помощник на базе сервиса Яндекс «Алиса». Общаясь через приложение с искусственным интеллектом можно моментально получить ответы на вопросы по всем социальным программам. А пособие можно оформить через социальный навигатор. Сейчас приложения тестируются в С-Петербурге, в будущем ими будут пользоваться и жители Алтайского края.
Председатель Алтайской краевой общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Татьяна Сафронова отметила, что «все электронные сервисы, конечно, облегчают жизнь инвалидам. Но для края по-прежнему актуальна проблема цифрового неравенства – во многих районах нет, не просто доступа к широкополосному интеренту, но и качественной мобильной связи. Другая проблема – это отсутствие у людей с ограниченными возможностями здоровья мобильных телефонов системы Android, чтобы установить новые сервисы. Такие гаджеты слишком дороги».
Управляющий регионального отделения ФСС РФ Татьяна Петрова прокомментировала слова Татьяны Дмитриевны, сказав, что уже рассматривается вопрос о внесении мобильных телефонов в список технических средств реабилитации, которые инвалиды могут получать бесплатно. Это позволит людям с ограниченными возможностями здоровья улучшить качество жизни и легко получать доступ ко всем электронным сервисам.