Уже третий год подряд форум «Алтай. Точки Роста» уделяет внимание развитию серьезной академической науке. В этом году на форуме продолжит работу площадка «Школа молодых ученых Большого Алтая». Участниками площадки станут молодые ученые-гуманитарии, сфера научных интересов которых – изучение Большого Алтая. В научном сообществе под Большим Алтаем принято понимать территорию Алтайского края и Республики Алтай в России, Восточно-Казахстанской области в Казахстане, Баяно-Улгийский и Ховдский аймак в Монголии и северный Синьцзян в Китае.
Михаил Шишин, эксперт международного координационного совета «Наш общий дом — Алтай», руководитель краевого фонда «Алтай 21 век», руководитель площадки:
«Здесь (на Большом Алтае – прим.ред.) живут похожие этносы. У нас есть общая история. Вся территория Алтая, некогда покрывалась крупными империями и этносами. Начиная со скифского времени, потом Тюрским каганатом… Есть общая история и нашего времени. Все четыре страны занимали активную позицию во время Великой Отечественной войны. Россия, не смотря на войну, помогала Китаю. Через Урумчи шли поставки оружия и техники.
И я не устаю все время говорить о подвиге, когда из Монголии мальчишки 18-19 лет привели 1200 верблюдов, нагруженных грузом. Совершенно добровольно привели и разгрузили колоссальное количество грузов. Это было в 1942 году, когда мы просто погибали и заливались кровью в Сталинграде. Это нельзя забывать».
Михаил Шишин рассказал о целях и задачах своей площадки:
«Первая по важности задача нашей площадки – это объединить молодых ученых, которые работают в регионе Большого Алтая. В дальнейшем им придется работать вместе, и они должны знать друг друга. У нас, опытных ученых, на поиск своих партнеров, налаживание с ними отношений уходили целые годы. И сейчас мы хотим сделать так, чтобы те, кто идет в науку, имели задел в этом плане. Чтобы они знали, что есть человек, который работает в сходной и близкой теме, где-то в Казахстане или Китае. Для них это, на мой взгляд, очень большая помощь.
Вторая задача – это научить молодых ученых заниматься наукой. Труд ученого очень специфичен – есть масса задач, которые очень долго накапливаются и приобретаются. Например, как построить доклад, как не испугаться аудитории, не сбиться. Мало уметь делать открытия, нужно еще донести свое открытие. Мы будем работать не только над устной речью. Мы будем издавать сборники трудов наших участников.
А третья задача чисто прагматическая. На форуме встретятся магистранты, аспиранты и профессура. Многие из студентов будут защищаться, писать в диссертационные советы. У нас в качестве экспертов будут два председателя диссертационных советов. Это идеальный вариант для молодого ученого расспросить, как защищаться, как завершать диссертацию.
У нас есть две темы, которым мы уделяем повышенное внимание – экология и история, социальные процессы Большого Алтая. Я буду рассказывать, вести одну и ту же мысль – что есть Большой Алтай, что у нас есть общие святыни. Мы должны эти святыни знать и признавать. Мы должны понимать, что у каждого народа Алтая есть свои особенности, но у нас есть общее – Алтай. Мысль, которая должна идти через все выступления – мы должны быть патриотами нашего Алтая, говорить о нем, любить его, защищать его. И тогда возникает хорошее чувство, когда теряется ощущение границы и разницы в языках».
Кроме этого, руководитель площадки отметил глубокую международную ценность и площадки, и форума в целом:
«Работу площадки можно рассматривать как некую форму народной дипломатии. Существует экономическая, дипломатическая, государственная связь…. но не надо забывать, что народная дипломатия бывает порой сильнее, чем государственная. Народная дипломатия должна развиваться и становиться шире. Мы делаем лишь маленькие шаги. Я считаю, что весь форум АТР – это в некотором смысле форма народной дипломатии».
За годы работы на форуме «Алтай. Точки Роста» Школа молодых ученых показала свой высокий научный и общественный статус: участниками школы защищены 3 кандидатские и 4 магистерских диссертации, завершаются исследования, ожидается защита еще двух диссертаций. Участниками школы опубликован ряд содержательных научных статей, в том числе и в журналах с высоким рейтингом. Работа Школы отмечена Международным координационным Советом «Наш общий дом Алтай» и Советом ректоров университетов Большого Алтая.