Примерное время чтения: 6 минут
134

Ученые АлтГТУ рассказали о перспективах нового международного института

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Алтай 04/12/2013

Алтайский технический госуниверситет сделал очередной серьезный шаг для умножения научного потенциала вуза. В этот раз на международном уровне. На прошлой неделе здесь был создан Институт международного образования и сотрудничества. Владимир Сковородников, директор института, считает, что работа нового научно-образовательного звена способна позитивно повлиять не только на деятельность технического вуза, но и на экономику Алтайского края.

На самом деле только что открывшийся институт имеет серьезную историю и многолетний опыт работы. Двадцать один год назад на базе технического университета имени Ползунова был открыт первый в регионе лицензированный Министерством образования РФ факультет по подготовке иностранных граждан для технических учебных заведений и вузов нефилологического профиля. Деятельность подразделения оказалась настолько успешной, что на заседании ученого совета Алтайского технического университета 25 ноября было принято решение о создании на его базе института.

Старт и перспектива

 – Факультет иностранных граждан начинался с небольшой группы китайских студентов, которые приехали к нам изучать русский язык. Подразделение решало свои небольшие задачи и отлично с ними справлялось. Однако постепенно мы стали осознавать, что факультет уже перерос себя. Последней решающей каплей стала поездка нашей вузовской делегации по ряду университетов Казахстана, Китая и Франции. В результате – мы определили область совместных научных исследований и на базе нескольких университетов создали Центры русского языка и культуры, – рассказал Александр Ситников, ректор АлтГТУ.

Владимир Сковородников при этом подчеркивает, что решение о создании института не было спонтанным или сиюминутным. По его словам для создания института были как внешние, так и внутренние предпосылки. С одной стороны правительство РФ стало больше уделять внимания международным отношениям. К примеру, в списке критериев оценки эффективности вузов, министерство образования и науки поставило международные отношения третьей строкой (сразу после образовательной и научно-исследовательской деятельности). А с другой стороны стал ощущаться серьезный интерес к российской науке со стороны иностранных вузов и в частности к научной деятельности Алтайского технического университета.

Подразделения института
В настоящее время в институте работают кафедры русского языка как иностранного, лингвистики и переводоведения, региональный центр международного сотрудничества, языковые центры, центр тестирования для получения российского гражданства. В ближайшее время планируется создание отдела оформления виз, приглашений и регистрации иностранных студентов, откроется сектор психологической адаптации и внеучебной работы.
Многочисленные зарубежные вузы (Китая, Франции, Польши, Германии, Монголии, Казахстана и прочие) заинтересованы также в организации совместных предприятий. И эти предприятия уже формируются на базе института международного образования. Однако Владимир Сковородников отмечает, что, прежде всего институт будет решать задачи, актуальные именно для Алтайского края. В частности совместные международные предприятия будут затрагивать следующие направления: переработка сельхозпродукции, пищевая отрасль, машиностроение, информационные системы и прочие.

Не только для иностранцев…

Андрей Марков, проректор по стратегическому развитию и международному сотрудничеству, в создании института видит еще одну перспективу. Это более углубленное изучение иностранных языков русскоговорящими студентами и молодыми учеными. И как следствие – беспрепятственный выход на международную научную арену.

– Нашими студентами интересуются иностранные предприятия. Они готовы взять их на стажировку, но, к сожалению, студенты, которые хорошо владеют техническими навыками, часто плохо знают иностранные языки. Есть масса грантов международного обмена студентами, которые мы не всегда можем реализовать из-за недостаточного знания молодыми людьми языка. И много других примеров. Думается, сегодня лишний раз не стоит объяснять, что без знания иностранных языков двигаться вперед в научной и профессиональной деятельности довольно сложно.

Проректор также подчеркивает, что иностранный язык, необходимый молодым ученым технических вузов нужен специфический. Знаний, которые дают лингвистические вузы порой бывает недостаточно, т.к. последние не учат свободному языковому владению техническими терминами. Учреждение института международного образования и сотрудничества восполнит этот пробел.

Не простая роль

Нельзя опровергнуть и такую серьезную роль, которую в перспективе может сыграть институт, как повышение статуса российского образования за рубежом, да и в целом Российской Федерации. Уже на уровне факультета, подразделение сыграло свою позитивную роль: в АлтГТУ учатся иностранные аспиранты и магистранты, которые смотрят на Россию, как на свое отечество.

Рассказывает Чжан Цзэн Пин, студент 3 курса университета Шихецзы СУАР КНР, стажер института международного образования и сотрудничества:

 – Я очень рад тому, что остановил свой выбор на Алтайском техническом университете, и счастлив, что приехал в Россию изучать русский язык. У меня только хорошие впечатления о вузе и о стране. Приятно удивила доброжелательность русских преподавателей, их готовность оказать помощь в разных вопросах. Сегодня я считаю Россию своей второй Родиной…

Се Цзин, аспирантка АлтГТУ из КНР, прожила в России 10 лет и уже прочно сжилась с культурой страны.

 – Когда я приехала в Россию, меня удивляли многие вещи. Смотрела на все вокруг широко открытыми глазами… По началу я даже путала русские буквы с английскими, вообще язык не знала… Но я настойчивая и мне очень хорошо помогали мои соседки по общежитию. И я добилась результата, сейчас я аспирантка АлтГТУ. Ко мне поступает много предложений от китайских работодателей, но я считаю, что нужно вначале закончить аспирантуру, а потом устраиваться на работу. А вот где я буду работать – еще не решила. Сейчас мне одинаково близки и Китай, и Россия, – рассказала Се Цзин.

Александр Ситников, ректор АлтГТУ, считает закономерным, что многие иностранные выпускники вуза не прочь остаться в России для продолжения своей карьеры. И время обучения в техническом университете сыграло в этом немаловажную роль. А пока институт международного образования выполняет роль кузницы ценных, можно сказать элитных, иностранных кадров для посольств зарубежных стран в Москве, Санкт-Петербурге, представительств правительств различных государств и бизнес-структур.

Сейчас в институте международного образования и сотрудничества учится более 600 иностранных студентов. Около половины из них – представители Китая. Остальные – прибыли из Франции, Монголии, Афганистана, Южной Кореи, Кении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. В скором времени институт наладит сотрудничество с университетами Индии, Германии, Австрии, США, Англии, Южной Кореи, Вьетнама, Индонезии. Кроме того, институт международного образования и сотрудничества имеет право самостоятельно набирать иностранных студентов в вуз. По предварительным прогнозам, в результате количество студентов увеличится до 800 человек. И это перспектива ближайшего времени, т.к. в дальнейшем технический университет планирует достичь уровня европейских вузов и принять в вуз до 30-50% иностранных студентов от общей численности. На данном же этапе количество иностранных студентов составляет около 10% от общего числа. На уровне России этот показатель считается выше среднего.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах