Примерное время чтения: 9 минут
112

Две беды автомобилистов: бензин и дороги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АИФ-Алтай 16/06/2010

Пока на акции протеста в крае выходит не больше 500 автомобилистов, но никто не поручится, что их не станет на порядок или два больше, если власть по-прежнему не будет прислушиваться к населению. О том, что волнует автомобилистов Алтайского края, и каковы могут быть последствия глухоты власти, нам рассказал президент Федерации автовладельцев России по Алтайскому краю Виктор Клепиков.

Не платить до прихода приставов

- Виктор Николаевич, как автосообщество Алтайского края отреагировало на повышение транспортного налога?

- Алтайский край не самый богатый регион в Сибири, поэтом нас очень удивило такое глобальное повышение налога. На порядок ниже ставки в Новосибирской области, на порядок ниже ставки в Кемеровской области, не говоря уже про Чечню, Дагестан где действует минимальные ставки. Повышение транспортного налога сильнее всего ударило по мотоциклистам и владельцам мощных автомобилей – в том числе членов джиперской тусовки, у которой в собственности автомобили в основном древние, но с мощным двигателем. И теперь они будут вынуждены платить свыше 20 тысяч рублей в год.

В свое время федеральная власть решила снять с себя ответственность и передала полномочия принимать решения об увеличении транспортного налога в регионы. И сегодня местные законодательные органы имеют право увеличить транспортный налог в 10 раз. Если сейчас водитель грузового автомобиля платит в год 17 тысяч рублей, то при увеличении в 10 раз будет платить 170 тысяч в год - и это будет по закону. Такое повышение транспортного налога совершенно не оправдано. Законодатели края не учли снижение доходов населения, не учли кризис.

Поэтому мы требуем вернуть ставки транспортного налога к докризисному уровню. Вызывает сомнения и общая экономическая эффективность этого налога. Поступления от него в региональные бюджеты не очень велики, а вот негативные последствия значительны и могут перекрыть выигрыш от доходов.

Сегодня автотранспортные предприятия переживают не лучшие времена, а в аграрном Алтайском крае плательщиками налога является сельхозпроизводители. Высокий налог – удар по продовольственной безопасности страны. Повышение транспортного налога заставит пересмотреть подходы к транспорту. Что-то будет снято с учета, что-то утилизировано. Вполне возможно некоторые предприятия перейдут для регистрации в другие регионы.

Поэтому, после однократного увеличения доходов от транспортного налога, сборы в дальнейшем будут только снижаться. Уже сейчас автомобильное сообщество выражает намерение вообще не платить налог по таким ставкам, до прихода судебных приставов, чтобы заставить государственную машину работать по сбору налога по полной программе.

- Какова принципиальная позиция Федерации автовладельцев России по этому налогу?

- Мы выступаем за включение его в стоимость бензина. Так же мы за возрождение дорожных фондов, чтобы средства транспортного налога шли на ремонт и строительство дорог. Сейчас же их расходование с дорогами не связано – все по усмотрению администраций регионов.

Надо брать пример с Китая

- Какие еще вопросы волнуют автосообщество Алтайского края?

- Вопросов много, но мне кажется, что мелкими вопросами стараются отвлечь внимание населения. Много тем надумано – тот же ксенон, правый руль, «кенгурятники», вин-код и многое другое. Сейчас гайки закручивают, перед самыми выборами их ослабят. Народ вздохнет свободно и проголосует как надо. Сегодня, как и раньше, самых актуальных для автомобилистов вопроса два – состояние дорожного полотна и качество топлива. Ссылки на холодный климат от лукавого - есть примеры хороших дорог Финляндии, Норвегии.

Есть технологии - можно делать качественно. Все остальные вопросы второстепенны. Хотя Федерация автовладельцев России высказывает свою гражданскую позицию по всем вопросам, которые озвучиваются – это и изменения в правила дорожного движения, и реформа ГИБДД, и вопросы таможенных пошлин.

Все мы знаем об экономической неэффективности принятых решений о заградительных пошлинах на ввозные автомобили и государственной программе поддержки отечественного автопрома. Сегодня наш автопром скорее мертв, чем жив. Модель ВАЗа не менялась практически на протяжении 40 лет – на днях «копейке» отпраздновали юбилей. И если бы она стоила недорого – ее бы в сельских регионах и сейчас брали. Но существующая цена при таком качестве сегодня уже не адекватна.

- А вообще нам нужен отечественный автопром?

- В том состоянии, в котором он сейчас находится – нет. Я считаю, надо изучать опыт Китая в плане производства автомобилей. Или Арабских Эмиратов, где есть зоны бестаможенной торговли. Автомобили там стоят на порядок дешевле. Та же «Тойота Камри» у нас стоит 35 тыс. долларов, а в Эмиратах на 10 тыс. долларов дешевле. И это при том, что у нашего населения не самые высокие доходы, особенно по сравнению жителями Эмиратов. Даже в соседнем Казахстане и Таджикистане автомобили дешевле. Плюс масса льгот для населения, низкая цена на ГСМ.

- В чем проблема качества нашего топлива?

- Устаревшие технологии. Надо вкладывать деньги в модернизацию НПЗ, но у нас принято вместо этого выводить средства за рубеж. Потому что никто не чувствует стабильности. Плюс цена при таком качестве совершенно не реальная. Скажу по опыту, что когда цена бензина переваливает за 25 рублей за литр – сразу увеличивается протестная активность автомобилистов. Справедливая же цена на бензин сегодня – 16,5 рублей.

Это та цена, которая сегодня устраивает и производителя, и продавца бензина – именно до такой цены опускается его стоимость после акций протеста. Хотя цена может быть и ниже.

Безопасность вместо штрафов

- Что необходимо сделать по нашим дорогам?

- Надо честно признать: деньги, выделяемые на дороги, разворовываются. Нет общественного за их расходованием. Посмотрите на Алтайский край – та же М-52 – это и Белокуриха, и Бирюзовая Катунь, и Горный Алтай. Но пользуемся мы устаревшей дорогой. На М-52 давно надо было провести реконструкцию, смонтировать жесткое – металлическое или бетонное ограждение между встречными полосами. И тогда бы резко снизилась смертность – ведь основная причина массовой гибели людей на М-52 – столкновения с выездом на встречную.

Плюс нужно расширять дорожное полотно - должно быть минимум две полосы в одном направлении. Надо вкладывать деньги и в транспортные развязки. И осуществлять жесткий контроль. Есть же подрядчики – иностранные, те же китайцы, которые готовы зайти и сделать качественные дороги за разумные деньги.

- А какие проблемы возникают у автомобилистов с ГИБДД?

- Мы выступаем за реформирование ГИБДД, чтобы каждый начальник инспекции нес личную ответственность, чтобы не штрафы, а безопасность на вверенном участке, была показателем эффективности работы ГИБДД – не деньги, а снижение смертности и уменьшение числа ДТП. И если за отчетный период произошло увеличение ДТП со смертельным исходом – начальник районного ГИБДД должен быть снят с должности.

В перспективе мы добиваемся исключения возможностей для коррупции в ГИБДД. Чтобы не было контакта инспектора ГИБДД с водителем - есть видеокамеры, современные средства фиксации нарушений, и штрафы должны приходит всем, вне зависимости от его статуса и положения. Чтобы никто не козырял корочками на дороге и не уходил от наказания.

Протесты отслеживается

- А почему власть не слышит автомобилистов?

- Проблема в том, что нет площадок для обсуждения проблем. Мы получаем законы в готовом виде и реагируем уже на принятые решения, не принимая участия в их обсуждении и принятии. Коммуникация между властью и обществом нарушена. Те же изменения в правила дорожного движения должны где-то обсуждаться. Они должны быть едины для всех, унифицированы с другими странами. Нельзя ставить автомобилистов перед фактом.

А не так как сейчас, когда принимают решение, что через три дня в автобусах должны быть ремни безопасности. Или что через месяц поднимаются ввозные пошлины – в результате у людей застревают перевозки из Японии. Или как сейчас голосуют в Госдуме – 80 человек принимают решение за всю страну. Или отмена разрешенных ранее 0,3 промиле алкоголя в крови. Это была соломинка против коррупции, которая позволяла законопослушному водителю избежать злоупотреблений со стороны сотрудника ГИБДД. Сегодня ее отняли – значит будут суды и взятки.

Минимум должно пройти полгода, прежде чем что-то вступит в силу – общественность должна иметь возможность подготовиться и высказать свое мнение. Вообще у автовладельцев все требования экономические. Политическими они становятся в тот момент, когда вместо диалога население начинают бить дубинками, разгонять митинги автомобилистов.

- Насколько активно сегодня автомобилисты выходят на протестные акции?

- Но на Алтае протестная активность довольно низка. Наши мероприятия в Барнауле активно поддерживает 500 человек. В сборе подписей участвует чуть больше. А вот в Калининграде 12 декабря многие поддержали всероссийскую акцию автомобилистов и в итоге калининградская прокуратура опротестовала транспортный налог. Ставки транспортного налога в судебном порядке были возвращены к прежнему уровню. Сегодня социальная протестная активность очень четко мониторится властью.

Если на акцию выходит много людей – происходит откат принятых решений, ослабляют нажим на автомобилистов. Если нет поддержки протеста - значит можно усиливать давление и дальше. Автомобилистам пора понять, что от их активности и их позиции зависит многое в их автомобильной жизни.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах