Проблемы провинциального отдыха. Как будет развиваться туризм на Алтае?

Не понятно, можно ли считать туристами людей, приехавших на праздник в соседнее село. © / Анка Смагинян / АиФ

   
   

В Усть-Коксинском районе Республики Алтай расположен каскад Мультинских озёр, которые посещает около 2 тыс. человек в год. Почему около? Потому что посчитать каждого туриста невозможно.

Хотя озёра, в силу своей изолированности и принадлежности к Катунскому биосферному заповеднику, способствуют относительно точному учёту. Во-первых, туристов считают по числу выданных разрешений на посещение заповедника. Во-вторых, проходящих мимо кордона туристов инспекторы считают по головам. В-третьих, информацию о людях передают и жители села Мульта, занятые перевозкой людей к озёрам, – на обычной машине к ним не проехать – только на УАЗике или ГАЗ-66.

Презентовать красиво

Но даже при такой много- уровневой системе учёта находятся путешественники, которые идут до озёр пешком и обходят кордон инспекторов стороной. Они в статистику не попадают.

Зато в статистику попадают все туристы, посещающие Алтайский край, – 2 млн 50 тыс. человек за 2016 год. Такую цифру озвучило руководство региона на XII Международной туристической выставке «Интурмаркет-2017», которая прошла в Москве в середине марта. Экспозиция края занимала 800 кв. метров, делегация региона состояла из 66 организаций – представителей муниципальных образований, туристских компаний, гостиниц, а также народных мастеров, ремесленников края.

На выставке Владимир МЕДИНСКИЙ, министр культуры Российской Федерации , рассказал о том, что помимо Санкт-Петербурга и Москвы к регионам-лидерам в части роста туристического потока относятся Татарстан, Алтайский и Краснодарский края – его высказывание приводит официальный сайт региона.

Понять, сколько приезжает туристов в Алтайский край, – задача интересная. В 2006 году, по данным тогдашней Главэкономики региона, край посетило 200 тыс. туристов, в 2013 году – больше 1,5 млн, спустя три года – на 500 тыс. человек больше. Такой рост потока не может не быть заметным невооружённым глазом – по числу прилетающих в край самолётов, приезжающих в него машин, приплывающих по рекам.

   
   

Считать по билетам

По мнению Александра СМИРНОВА, директора туристической фирмы «Плот» , рост числа посещающих край действительно есть, но вот официальная цифра в 2 млн вызывает сомнения. Нет понятной методики подсчёта туристов, число авиарейсов пропорционально не выросло, количество мест в гостиницах и на турбазах также растёт не так быстро, как число туристов по официальным данным.

Возможно, секрет хорошей статистики кроется в широком понимании понятия «турист». По западной методике, применяемой сейчас, туристом считается не только тот, кто декларирует своё желание отдыхать, но и любой купивший билет, проезжающий через край – например из Новосибирской области в Республику Алтай. Число машин можно сосчитать на мостах, и всех, включая местные автомобили, можно включить в статистику турпотока. Если в Барнаул на конференцию врачей слетаются специалисты из разных регионов страны – это деловой туризм. Если приезжают в гости бывшие жители края, переехавшие в другие регионы, – это тоже туризм. Можно сказать, семейный. Вероятно, даже чиновник, пять раз за год слетавший в Москву и обратно по делам, на пять человек увеличивает статистику турпотока края. И житель Барнаула, перекусивший в Сростках по пути в Чемал, тоже считается туристом.

Когда-то, на заре роста цен на авиабилеты, федеральный центр обещал подумать о компенсации части стоимости перелёта в «дорогие» регионы. Возможно, глядя на замечательную статистику и ежегодный рост турпотока, идеи о компенсации авиаперелётов отложили в долгий ящик. Алтайский край оказался настолько популярным, что в него летали, летают и будут летать и за 7, и за 15, и за 30 тыс. рублей в обе стороны.

Потенциал есть

Но статистика – дело, все-таки второе. Хочется кому-то рисовать красивые цифры, как это было в советские годы со всем – от урожая зерновых до выпуска чугуна, – пусть балуются. Интересней понять, что в реальности может предложить туристам Алтайский край, что и где можно развивать, чтобы быть самодостаточным туристическим регионом, а не только транзитным, по пути в Горный Алтай?

По словам Алексея ГРИБКОВА, эколога , координатора группы общественного мониторинга по вопросам экологии, защиты леса регионального отделения ОНФ в Алтайском крае, в регионе есть все условия для развития туризма круглый год, а не только в короткий летний сезон. Природные ресурсы – основа развития любой экономической деятельности, а туризм как никто другой зависит от их состояния. В долгосрочной перспективе самый важный фактор – насколько в крае сохранят те ресурсы, ради которых сюда едут люди.

– Я всегда говорю – инфраструктура важна, но нельзя забывать главное – никакие парковки и отели не заменят природу, – говорит эколог. – На Салаире сейчас реализуется проект по созданию горнолыжной зоны по типу Шерегеша, но все соседние речки отданы для добычи россыпного золота. После этого способа использования ископаемых остаётся лунный пейзаж, и на лыжах по котлованам и отвалам кататься неудобно.

Другая потенциальная проблема на стыке туризма и промышлености – озеро Большое Яровое, уникальное для страны, но с полигонами химических отходов на его берегах. По мнению эколога, для полноценного развития туризма на нём, развития курорта нужно прежде разминировать экологическую бомбу, заложенную возле него. Только сохранив природу, можно получить долгосрочный эффект от развития туризма в крае.

По мнению Елены ЧУПИНОЙ, президента Алтайской региональной ассоциации туризма , региону стоит сосредоточить свои усилия на тех сильных сторонах развития туризма, которые ему присущи. Да, Белокуриха никогда не станет Шерегешем, но зато соседний горнолыжный курорт не сможет предложить своим гостям оздоровление – его можно получить только в Алтайском крае.

Алтайский край – по-своему особенная территория, с разнообразным природным ландшафтом, озёрами, которые по площади превосходят иные моря, и даже песками, например в Угловском районе. Если заботиться о природе, развивать инфраструктуру – строить дороги, объекты размещения, точки питания, туристические комплексы, то, вероятно, со временем можно не только заполучить в край 2 млн настоящих туристов, но и обеспечить их интересным, познавательным, уникальным отдыхом.

Александр СМИРНОВ, директор туристической фирмы:

– В туристической отрасли края много нерешённых проблем. У нас существует зимняя программа отдыха, но сама зима нестабильная. Горнолыжные трассы в районе Белокурихи не смогут стать полноценным горнолыжным курортом из-за малого количества снега. Тогда как в соседнем Шерегеше снега всегда много, иногда даже переизбыток.

Ещё одна проблема – транспортное сообщение. До Барнаула достаточно дорого долетать. Те туроператоры, которые занимались активным туризмом, фиксировали падение спроса в два раза, когда взлетели цены на билеты. На сплавы, треккинг, конные прогулки приезжают туристы, для которых вопрос цены немаловажен. А на поездах добираться и долго, и порой тоже дорого.

Также в крае нет достойных мест размещения туристов, за исключением Белокурихи, где знают, как нужно встречать и обслуживать гостей. С хорошими отелями в крае тоже проблема – практически нет 4-звездочных, тем более 5-звездочных. Для экскурсий не хватает и экскурсоводов, и автобусов хорошего качества – их приходится заказывать в Новосибирске.

Учитывая, что у нас туры часто пролегают по двум субъектам федерации, только после объединения двух Алтаев можно будет получить цельную и понятную картину туризма.

Сергей МАЛЫХИН, председатель комиссии по экологии и развитию туризма Общественной палаты Алтайского края, руководитель Алтайского краевого общественного экологического движения «Начни с дома своего»:

– Развитие туризма может быть и хорошо для экологии, и плохо. Но в крае всегда было чёткое понимание, что показывать туристам придётся в основном природу. А чтобы показывать – её нужно сохранять. На свалку никто не поедет. Природа в данном случае стала ресурсом для развития туризма.

Алтайский край регулярно входит в тройку лидеров экологически чистых регионов России. Это результат комбинации условий – изначальных, и системной работы власти, общественников, учёных и всего населения.

Ключевых факторов несколько. Первый – на Алтае нет полезных ископаемых, это минус для экономики, но плюс для экологии. Это сохранило природный комплекс. Второй момент – выстроенная экологическая политика в регионе. Ещё один фактор – серьёзное экологическое движение в крае, активная общественность. Плюс высокий уровень экологической культуры населения. На развитие экокультуры работают и общественные организации, и система дополнительного образования. Каждый из факторов в отдельности не стал бы решающим. Но все вместе они создают систему сохранения чистоты и привлекательности Алтая.

Смотрите также: