575

Есть, что показать? Цифры и факты о туризме в Алтайском крае

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. "АиФ-Алтай" 25/05/2017
Регион привлекает туристов, но что он может им предложить?
Регион привлекает туристов, но что он может им предложить? pixabay.com

За год прогнозируется увеличение числа туристов на 100 тыс. человек, по сравнению с прошлым годом. Алтайский край посетят, по расчётам, жители более 60 стран мира.

Для кого «Бирюзовая»?

То, что Алтай интересен для туристов, – не новость с советских времён – уникальная природа, горные красоты, чистейшие озёра привлекали тех, кому хотелось прогуляться с брезентовой палаткой, посидеть с гитарой у костра.

Но весь Алтай в целом воспринимался, да и сейчас воспринимается многими приезжими, как единое целое, без разделения на край и республику. Ну, а власти регионов долгое время отстаивали уникальность туристического потенциала именно своих территорий. Во многом благодаря этому в крае заговорили об организации малого и большого «Золотого кольца Алтая», развитии турис- тической зоны «Бирюзовая Катунь».

Губернатор Алтайского края Александр КАРЛИН в послании к депутатам АКЗС в этом году сообщил, что «при нашем активном участии принято важное решение о передаче основного набора полномочий по управлению особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа, в том числе нашей «Бирюзовой Катунью», на региональный уровень. Это позволило привлечь пять резидентов (первый из которых уже приступил к реализации проекта по созданию современного инвестиционноёмкого объекта туристско-рекреационного назначения) и одобрить ин- вестиционные проекты в объёме более 2,5 млрд рублей».

О «Бирюзовой Катуни», гордости краевого руководства, население слышит уже 10 лет – именно в 2007 году было принято решение о создании возле реки Катунь со стороны Алтайского края туристичес- кой зоны. Казалось, что через год-два здесь появятся десятки сооружений – гостиницы, кемпинги, многоэтажные парковки, фуд-корты, дендропарк, конно-спортивный центр, охотничье хозяйство, развитый горно-лыжный комплекс. Но оказалось, что склоны гор здесь малоснежные, не чета кузбасскому Шерегешу, инвесторы строиться не торопятся, и до завершения всех планируемых работ ещё далеко. К началу 2017 году, через 10 лет после громогласного старта, здесь работает 24 объекта – в том числе искусственное озеро для купания, горнолыжный спуск, несколько гостиничных комплексов, пасека, магазины, кафе.

Хотя зримый прогресс есть – появилось больше гостиниц, подъезд к озеру красиво оформлен, поставлены шлагбаумы, вокруг водоёма появилась инфраструктура, само озеро окружили оградкой. За оградкой, к примеру, остался один общественный туалет, который в мае ещё не работал, другой, в центре туристкой зоны, общедоступен, но в нём не работают сушилки для рук и проблемы с туалетной бумагой. Это, конечно, мелочи, но показывает уровень туристического сервиса. Он пока ещё провинциальный.

Где отдохнуть?

О большой туристической загрузке популярных в Алтайском крае мест сейчас в мае говорить пока не приходится. На «Бирюзовой Катуни» не спеша идут строительные работы, в соседних посёлках Ая и Катунь ещё пустует множество турбаз, а некоторые гостиницы и вовсе стоят закрытыми в ожидании наплыва гостей.

По данным Росстата, число гостиниц и иных мест размещения в Алтайском крае растёт, но неравномерно. В 2012 году их было 202, в 2013-м – 200, в 2014 году произошло падение до 188, а в 2015 году число мест размещения выросло до 233.

Число гостиниц было максимальным пять лет назад – 116. Меблированных комнат стало меньше в полтора раза за последний пятилетний период. Число мотелей в крае не меняется уже 8 лет – их ровно три. Пансионатов стало меньше в 4 раза с 2006 года. Хостелы, пережив период некоторого оживления в конце 2010-х годов, вернулись к уровню десятилетней давности.

По информации члена Совета Федерации от Алтайского края Михаила ЩЕТИНИНА , число туристов, приезжающих в Алтайский край, растёт. Если в 2015 году общий турпоток в регионе достигал почти 2 млн человек, то в 2016 году турпоток увеличился на 10%.

Статистика показывает, что численность отдыхающих в крае растёт, но запредельным этот рост назвать нельзя. Так, число размещённых лиц в санаторно-курортных организациях выросло за 10 лет на 50 тысяч – с 136 тыс. в 2006 году до 186 тыс. в 2015 году. В 2016 году произошёл даже небольшой спад. Число лиц, размещённых в коллективных средствах размещения выросло с 503 тыс. человек в 2007 году до 660 тыс. человек в 2015 году. Рост есть, но не 100 тыс. человек в год, как об этом говорят региональные чиновники.

С точки зрения туристического потенциала интересно посмотреть на число памятников истории и культуры, которые может предложить гостям региона край. Согласно Единому государственному реестру объектов культурного наследия народов Российской Федерации, их в крае немало – 973, в том числе 208 в Барнауле. Для сравнения, в Москве таких объектов – 2131, в Петербурге – 2037, а в Краснодарском крае – 187, меньше чем в одном Барнауле. Хотя этот южный регион историей не обделён. В Республике Алтай – всего 75 объектов. Значит ли это, что Алтайский край более чем в 10 раз интереснее Горного Алтая?

Интересна и структура объектов культурного наследия в крае. Согласно реестру, объектов, внесённых в список ЮНЕСКО в крае нет. Как нет и особо ценных. Памятников искусства всего два. Один из них – бюст Дзержинского на проспекте Ленина в Барнауле. Объектов федерального значения – 160. В основном археологического и исторического плана. Объектов регионального значения – 813, муниципальных нет.

Памятниками истории регионального значения признаны почти все мемориалы Великой Отечественной войны. Несомненно, важные для сохранения исторической памяти, они в минимальной степени привлекают туристов. Своего Мамаева кургана, интересного для гостей, нет – регион ковал Победу в тылу. Эвакуация тракторного завода в Рубцовск была частью вклада в общее дело. Но на его развалины туристов лучше не водить.

Зато есть могильник «Гоньба-5», поселение «Страшный Яр-1», памятник археологии III века до нашей эры. Или недалеко от озера Дружных в Барнауле – памятник археологии федерального значения «Горная выработка на медь «Владимировская», III тыс. до нашей эры. Интересно, как много туристов её посещает?

Почему седьмые?

Нельзя сказать, что популяризация культурных объектов в крае властями совсем не ведётся. В национальном туристи- ческом рейтинге по итогам 2016 года Алтайский край занимает 7-е место. С 70.6 балла. Уступая только Москве, Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю, Крыму, Московской и Нижегородской областям. И опережая Татарстан.

При составлении рейтинга эксперты учитывали уровень развития гостиничного бизнеса, популярность региона у россиян. А также туристскую уникальность (количество достопримечательностей, внесённых в реестр объектов культурного наследия), экологическое «здоровье», криминогенную ситуацию и продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве.

Алтайский край выиграл у других регионов из-за числа культурных объектов, внесённых в реестр, экологии и тихой криминогенной ситуации. Почти единственный параметр, на который региональные власти влияли прямо, – продвижение туристического потенциала. На саморекламу, в том числе за рубежом, власть усилий не жалеет. Поэтому Алтайский край обошёл Татарстан, где много усилий вкладывается в создание удобной для туристов среды, но недостаточно об этом рассказывается на выставках. «Плюсов» краю добавило и активное участие в реализации федеральной целевой программы развития туризма – работать с федеральными деньгами в крае тоже умеют.

Хорошо презентовать свой регион – несомненно, важно. Но это лишь первый шаг. А для того чтобы сделать регион по-настоящему привлекательным, – нужно делать и другие шаги. Развивать инфраструктуру, привлекать инвесторов, создавать традиции, готовить экскурсоводов и многое другое. И тут работы – непочатый край.

Мнение власти

Начальник управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу Юрий ЗАХАРОВ:

– Два соседних субъекта, Республика Алтай и Алтайский край, очень тесно связаны историческими, экономичес- кими, культурными и другими связями. В последнее время единая стратегия наблюдается в развитии инвестиционной и туристской деятельности. В масштабах страны это единый туристско-рекреационный район «Алтай». Турпоток на оба региона — общий, часть которого транзитом проходит через Алтайский край в Республику Алтай.

В сознании людей не происходит разделения туристско-рекреационных ресурсов Алтая на Алтайский край и Республику Алтай. Что касается продвижения турпродукта наших регионов на региональный и международный туристские рынки, то мы руководствуемся необходимостью чёткого позиционирования предлагаемого продукта, создания привлекательных брендов, которые отличают Алтайский край от территорий-конкурентов и делают его уникальным туристским регионом на карте России.

В регионе в 2015 году разработан туристский бренд Алтайского края «Алтайский край, всё настоящее». В настоящее время происходит его продвижение как единого бренда региона на национальном и международном рынках, в том числе в информационном пространстве, в проведении активной издательско-информационной и рекламной деятельности.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах