По заветам древних. Как журналисты гончарами становились

Константин Ермолин / АиФ

Чем дальше от начала конкурса «Журналист меняет профессию», тем больше нюансов рабочих профессий узнают работники средств массовой информации…

   
   

Секреты домостроения

Гончарный круг изобрели давно, но не настолько, чтобы человечество не успело освоить и довести до совершенства технологии изготовления посуды из глины без применения вращающих механизмов. В Древнем Египте гончарный круг не знали до 4-2 тысячелетия до нашей эры, на территории современной России – до II века нашей эры, в Скандинавии – до XII века, а индейцы Америки не знали его до прибытия европейцев. При этом изделия из керамики изготовляли красивые, в том числе посуду, но по другим технологиям – скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой.

Именно индейцем из племени чероки ощущал себя на втором и третьем занятии по гончарному делу. Ручная лепка шла с переменным успехом, а вот гончарный круг никак не давался.

Фото: АиФ/ Константин Ермолин

Раз в неделю, с утра и до вечера, с перерывами на чай и вкусняшки, шло обучение на практике гончарным премудростям в Алтайском политехническом техникуме. Почти полдня пять журналистов ваяли глиняный домик, который можно использовать как свечной светильник. Даже двух одинаковых домиков не получилось – у одних дом украшался оградой, у других – кошкой, заснувшей на крыше. Мой дом приобрёл небольшой цветник, раскрытую настежь дверь, ступу и маленькие лапти на пороге. Это гуси-лебеди унесли мальчика в тёмный лес, а сестрица бросилась его выручать. Что было дальше – все помнят. Однако слепить домик – это почти его построить. Как человек в ранней молодости рубивший кельмой силикатные кирпичи, оценил домостроительные технологии в гончарном деле. Чтобы стена от стены не отваливалась нужно не только обработать стыкуемые поверхности шликерной массой (жидкой глиной), но и проложить, а потом аккуратно размазать в местах стыка шгутик из глины.

Как и при создании вороны, для создания домика использовалась целая палитра инструментов народного творчества – скалка, обёрнутая в нейлоновую ткань, нож из ножовочного, по металлу, полотна, кисть для нанесения шликерной массы, зубочистка, иглы разного сечения, губка, расчёска для нанесения параллельных узоров, пустой стержень от шариковой руки, сама ручка без стержня. И целый набор инструментов из арсенала стоматолога. Ничего удивительного – самые активные керамисты в наше время – специалисты по протезированию зубов – у них и работа по воссозданию искусственного зуба тонкая и печи для обжига керамики есть.

После того как домик отправился сохнуть, журналистская братия попыталась освоить литье сосудов в формах. Пролилось немного жидкой глины, но каждый создал в разборной гипсовой форме, свой горшочек.

Фото: АиФ/ Константин Ермолин

Настоящим индийцем почувствовал себя при лепке глиняным шнуром по гипсовой форме – донышко, ряд за рядом стенки с завитушками из того же шнура, всё с использованием шликерной массы как скрепляющего раствора. Всё вручную, без гончарного круга – получилась чашечка.

   
   

А вот с гончарным кругом пока разобраться не удалось. Главная проблема и главное умение – вывод вверх тонких однородных стенок сосуда. Задача второй попытки поработать на круге – сделать что-то похожее на горшочек. Сначала вышло что-то похожее, но уж очень маленькое и толстостенное. Пытался поднять стенки – истончил до дырки. Срезал верх, из остатка стал творить горшок под цветы. Стенки получились достаточно тонкими, но… опали как перестоявший на солнце цветок. Неудача.

Душевный материал

Достаточно затратными по времени и усилиям оказались, помимо создания домика, ещё две работы – изготовление игрушки свистульки и создание сквозного узора на кувшинчике. В первом случае требовалось найти такое взаимное положение частей игрушки, чтобы был свист, во втором важно было соблюсти симметрию рисунков, нарисовав перед этим эскиз на бумаге и разметив сосуд.

В заключении третьего занятия журналисты-гончары делали основу для будущей работы в технике «графито», когда рисунок процарапывается по нанесённым слоям разноцветной краски.

В художественно-народном гончарном деле большое время занимают подготовительные работы и ожидания трансформации глиняного изделия. Ведь его надо сначала высушить, а затем правильно обжечь в муфельной печи – дело это не быстрое. Поэтому бессмысленно просить гончара сваять эксклюзивный подарок за пару минут – не получится. Работа с глиной деликатная и на терпение. Но зато можно неограниченно проявлять фантазию и не боятся испортить заготовку. Пока глину не обожгли в печи – её можно трансформировать не по одному разу. Душевный материал.

Справка

Конкурс «Журналист меняет профессию» проводится по инициативе журнала «Алтайская стройка» Главным управлением образования и молодёжной политики Алтайского края при поддержке Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства региона.

Смотрите также: