Казначейские риски. Алтайский казначей о внутреннем контроле

Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю

В современных условиях цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, развития государственных информационных систем, важнейшим трендом развития внутреннего контроля является переход к риск-ориентированной модели организации контрольной деятельности.

   
   

Внутренний контроль в органах Федерального казначейства – это процесс управления казначейскими рисками, направленный на повышение эффективности и результативности деятельности органов Федерального казначейства. Подробнее рассказала главный казначей Отдела внутреннего контроля и аудита Юлия Котова.

Что такое казначейский риск?

Под казначейским риском понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на всех процессах и операциях,  осуществляемых органами Федерального казначейства при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности.

Таблица Фото: личный архив/ Юлия Котова

Особую важность приобретает формирование такой системы внутреннего контроля, которая бы позволила повысить уровень и качество выполнения поставленных перед Федеральным казначейством задач и минимизировать внутренние (операционные) казначейские риски, которые могут негативно отразиться на деятельности Федерального казначейства.

Созданная Федеральным казначейством система управления внутренними казначейскими рисками состоит из ряда элементов и связей между ними, обеспечивающих управление внутренними рисками, и приобретает все большую значимость.

Управление внутренними рисками в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – Управление) осуществляется руководством, структурными подразделениями Управления и представляет собой управление рисками в рамках требований Стандарта управления внутренними (операционными) казначейскими рисками (далее – Стандарт управления казначейскими рисками), в том числе оценку эффективности функционирования системы управления рисками.

На рисунке № 1 представлена схема управления внутренними рисками в Управлении.

   
   
Фото: личный архив/ Юлия Котова

Структурными подразделениями Управления на первом этапе управления внутренними рисками осуществляется выявление внутренних рисков путем анализа информации из источников, указанных на рисунке № 1.

На втором этапе осуществляется определение объектов воздействия внутренних рисков, на деятельность которых данный риск может оказать отрицательное влияние.

На третьем этапе осуществляется анализ и оценка внутренних рисков в целях определения уровня внутреннего риска экспертным способом путем определения степени влияния и вероятности для каждого из выявленных внутренних рисков по каждой операции и действию.

В соответствии с Классификатором внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее – Классификатор рисков) структурными подразделениями Управления сформированы Реестры внутренних рисков на очередной год (далее – Реестр рисков), в которых отражены перечни внутренних рисков (не менее двух рисков для каждой операции) с указанием их степени влияния, вероятности и уровня.

Результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков отражаются в Перечне операций, действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности (далее – Перечень операций) структурных подразделений Управления путем внесения в него информации о предметах внутреннего контроля, с учетом оценки внутренних рисков. Информация, указанная в Перечне операций, учитывается при формировании структурными подразделениями Управления на очередной год Перечня мер по повышению качества выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности (далее – Перечень мер) и Карты внутреннего контроля на очередной год (далее – Карта внутреннего контроля).

Эффективность проводимого внутреннего контроля напрямую связана с выявлением существенных рисков, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей. 

Структурными подразделениями Управления в рамках осуществления внутреннего контроля за I, II, III кварталы 2019 года установлены нарушения (недостатки) по 5 операциям, действиям (в том числе по формированию документов) методами «самоконтроль», «контроль по уровню подчиненности» и «смежный контроль» (рисунок № 2).

Фото: личный архив/ Юлия Котова

Краткая информация о выявленных нарушениях, сведения о причинах и обстоятельствах рисков возникновения нарушений и предполагаемых мерах по их устранению зафиксированы в Журналах учета выявленных нарушений на 2019 год и в Отчетах о проведенных контрольных мероприятиях за соответствующий квартал 2019 года. Информация о результатах внутреннего контроля с приложением Журнала учета выявленных нарушений на 2019 год ежеквартально была направлена руководителю Управления, заместителям руководителя Управления, курирующим деятельность соответствующего Отдела структурного подразделения Управления.

Мониторинг внутренних рисков осуществляется всеми участниками управления внутренними рисками путем определения соответствия деятельности структурных подразделений требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов Федерального казначейства (далее – НПА), оценки динамики количества и значимости реализовавшихся внутренних рисков, а также достаточности мер, предпринимаемых для их минимизации и предупреждения в дальнейшей деятельности.

По результатам мониторинга внутренних рисков осуществляется:

  • актуализация Карт внутреннего контроля и уточнение мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур;
  • планирование контрольной и аудиторской деятельности в Управлении.

На следующем этапе осуществляется оценка и контроль эффективности функционирования системы управления внутренними рисками, которую проводит Отдел внутреннего контроля и аудита (далее – ОВКиА) по результатам проведения контрольных и аудиторских мероприятий в соответствии с требованиями Стандартов ведомственного контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемого контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности (далее – Стандарты ВК и ВА).

Выявление ОВКиА рисков в деятельности структурных подразделений Управления осуществляется при:

  • организации и проведении в структурных подразделениях Управления контрольных и аудиторских мероприятий в отношении исполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности;
  • организации и осуществлении последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля.

Ведомственный контроль, осуществляемый ОВКиА, направлен на обеспечение соблюдения объектами контроля требований НПА, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций.

В рамках выполнения Годового плана внутреннего контроля и внутреннего аудита на 2019 год Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, а также квартальных Графиков проведения проверок ОВКиА за 9 месяцев 2019 года организовано и проведено 34 контрольных мероприятия, в том числе: 26 тематических проверок и 8 комплексных комбинированных проверок деятельности структурных подразделений Управления.

По итогам контрольных мероприятий в 16 структурных подразделениях Управления установлено 39 нарушений по 3 направлениям деятельности.

На рисунке № 3 представлено количество нарушений, выявленных ОВКиА, в разрезе направлений деятельности за I, II, III кварталы 2019 года.

Фото: личный архив/ Юлия Котова

В течение года на заседаниях Контрольного совета Управления, заседаниях Комитета Управления по внутреннему контролю и внутреннему аудиту (с приглашением и участием начальников структурных подразделений Управления) рассматриваются результаты всех проведенных ОВКиА контрольных мероприятий.

По итогам контрольных и аудиторских мероприятий осуществляется интегральная оценка деятельности структурных подразделений Управления в соответствии с Порядком осуществления интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства по итогам контрольных и аудиторских мероприятий (далее – Порядок интегральной оценки).

В отношении каждого объекта контроля, проверенного в I, II и III кварталах 2019 года, сотрудниками ОВКиА сформирована Карта рисков и рассчитана интегральная оценка деятельности.

Согласно критериям, установленным Порядком интегральной оценки, результативность всех проверенных структурных подразделений Управления оценена как «отлично».

В целях осуществления внутреннего контроля за функциональной деятельностью структурных подразделений Управления в рамках управления казначейскими рисками после завершения операционного дня ОВКиА осуществляется последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (далее – ПОВАК).

Порядок осуществления ПОВАК в прикладном программном обеспечении изображен на рисунке № 4.

Фото: личный архив/ Юлия Котова

С 1 апреля 2019 г. ОВКиА осуществляет ПОВАК по 120 показателям.

Результаты ПОВАК используются ОВКиА при организации и проведении контрольных мероприятий в структурных подразделениях Управления.

Завершающим этапом системы управления внутренними рисками является сбор, обобщение и анализ ОВКиА представленной в Отчетах о результатах управления внутренними рисками информации, которая затем используется при планировании контрольной и аудиторской деятельности и формировании рейтинга результативности деятельности структурных подразделений Управления.

На основании представленных структурными подразделениями Управления Отчетов, включающих в себя информацию только о реализовавшихся внутренних рисках, ОВКиА ежеквартально направляет руководителю Управления аналитическую справку о результатах внутреннего контроля.

Подводя итог, необходимо отметить, что большая часть работы по формированию системы управления рисками уже реализована.

Однако совершенствование системы внутреннего контроля не стоит на месте.

В Управлении в настоящее время внедрен механизм мониторинга операционного дня, осуществляемого с помощью технологического контроля, задачей которого является обеспечение качественного осуществления предварительного внутреннего контроля в режиме реального времени, принятие всех мер, направленных на минимизацию казначейских рисков и недопущению нарушений (недостатков) при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.

Внедрение данного механизма позволяет:

  • повысить оперативность последующего контроля по наиболее рискоемким направлениям деятельности,
  • оценить эффективность внутреннего контроля, осуществляемого в структурных подразделениях,
  • выявлять рискоемкие процессы и операции, в отношении которых целесообразно включение дополнительных контрольных действий в карты внутреннего контроля;
  • усилить самоконтроль и контроль по уровню подчиненности;
  • обеспечить дополнительные возможности предотвращения и устранения нарушений (недостатков) на рискоемких участках деятельности структурных подразделений;
  • решать задачу более быстрого информирования руководства о наличии возникновения рисков, а также обеспечить обратную связь по их предупреждению.

Результатом внедрения Стандарта управления казначейскими рисками  стала сформированная комплексная, интегрированная во все процессы деятельности органов Федерального казначейства, система управления казначейскими рисками, которая позволяет обеспечить устойчивое, бесперебойное функционирование органов Федерального казначейства.

В итоге, применение новых, более совершенных форм и методов контроля, применение системы риск-ориентированного подхода к осуществлению внутреннего контроля обеспечивает Управлению дополнительные возможности предотвращения и устранения нарушений и недостатков на рискоемких участках деятельности, позволяет повысить эффективность контрольной деятельности, эффективность и результативность осуществляемых операций, направленных на минимизацию внутренних (операционных)  казначейских рисков.

В дальнейшем, повышение эффективности функционирования системы управления казначейскими рисками позволит Управлению повысить возможность проведения мониторинга движения к поставленным целям и снижения вероятности возникновения непредвиденных рисков, а также осуществлять выполнение поставленных задач на высоком профессиональном уровне.

Смотрите также: