Смагина О.Г. – заместитель начальника Отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
«Эффективность – главный критерий контроля и планирования»
В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по регламентации механизмов, направленных на повышение эффективности управления и использования ресурсов органами исполнительной власти.
Одно из основных направлений реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов – развитие системы внутреннего контроля, обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования с мониторингом заявленных целей.
В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач, поставленных перед органами исполнительной власти в части организации финансового контроля. Для достижения целей, поставленных программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами предлагается обеспечить решение задач, в числе которых – совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов. Для решения данной задачи Правительством Российской Федерации утверждены правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В рамках реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, повышения эффективности бюджетных расходов, выполнения мероприятий в связи с проведением административной реформы в части внедрения механизмов управления по результатам Федеральным казначейством активно совершенствуются существующая система контроля и методология оценки результативности и стимулирования деятельности территориальных органов Федерального казначейства.
Федеральное казначейство при внедрении программно-целевых методов государственного управления осуществляет свою деятельность в рамках совершенствования управленческих функций, в том числе управленческий контроль, путем внедрения инструментов внутреннего контроля и внутреннего аудита деятельности Федерального казначейства в разрезе мероприятий и органов Федерального казначейства для оценки результативности и эффективности деятельности органов Федерального казначейства.
Решением Коллегии Федерального казначейства от 23 декабря 2005г. № 1/1 утверждена и успешно реализована Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2011 годах, определяющая основополагающие цели и задачи системы внутреннего контроля и аудита.
Характер проведения внутреннего контроля предопределяет его высокую роль в формировании объективного представления о состоянии проводимой работы в органах Федерального казначейства. Результаты проверок становятся инструментом и материалом для анализа и минимизации рисков, возникающих при осуществлении органами казначейства своих полномочий в установленной сфере деятельности.
В рамках реализации положений Концепции Управлением разработан ряд локальных актов, благодаря которым с октября 2006 года была выстроена и успешно функционировала система внутреннего контроля в Управлении. Во исполнение планов контрольных мероприятий ответственными за осуществление внутреннего контроля проводились проверки в форме последующего контроля с оформлением справок проверок.
Данный вид контроля был трудоемким, не позволял своевременно выявлять нарушения и максимально оперативно принимать решения.
Достижение целей, поставленных перед системой внутреннего контроля, предполагало смещение акцента при проведении контрольных мероприятий с последующего на предварительный и текущий контроль. Дело в том, что после совершения операций, относящихся к функциональной или финансово-хозяйственной деятельности, практически невозможно повлиять на их эффективность или устранить выявленные нарушения без определенного рода неблагоприятных последствий. Контроль на наиболее ранних стадиях совершения операций, как правило, позволяет минимизировать возможные потери и затраты. Чем раньше будут выявлены нарушения или недостатки, тем меньше негативных последствий они за собой повлекут.
Важнейшей новацией в подходах к осуществлению контроля стало утверждение Федеральным казначейством Стандарта внутреннего контроля (далее – Стандарт), которым установлены единые требования к порядку организации и проведения внутреннего контроля, предусмотрено проведение контрольных мероприятий в форме предварительного и текущего контроля.
Руководством Управления в целях повышения эффективности внутреннего контроля, перехода от последующего контроля к предварительному и текущему, акцентирования контрольной деятельности на рискоемких направлениях деятельности принято решение перейти с 1 августа 2013 г. на организацию и осуществление внутреннего контроля в соответствии со Стандартом.
Необходимо отметить, что внутренний контроль, проводимый в Управлении, не является некоей организационной единицей, а представляет собой деятельность, в которой участвуют в той или иной степени все сотрудники.
В соответствии со Стандартом внутренний контроль организован на следующих уровнях:
- работника – осуществление сотрудниками самоконтроля в рамках своих должностных обязанностей;
- структурного подразделения – проведение начальником отдела регулярных проверок процессов и операций, осуществляемых сотрудниками возглавляемого им структурного подразделения, осуществление процедур по выявлению, идентификации и минимизации операционных рисков;
- руководства Управления – осуществление контроля за деятельностью отделов Управления в рамках контрольной деятельности Отдела внутреннего контроля и аудита.
Организация внутреннего контроля включает следующие этапы:
– планирование внутреннего контроля;
– осуществление внутреннего контроля, оформление результатов внутреннего контроля и организация их хранения;
– рассмотрение результатов внутреннего контроля;
– составление и представление отчетности по результатам внутреннего контроля.
В процессе внедрения Стандарта ввиду значительной удаленности отделов Управления, созданных для осуществления полномочий Управления на соответствующей территории (далее – территориальные отделы), возникли некоторые проблемы, как при утверждении Карт внутреннего контроля, так и при рассмотрении результатов внутреннего контроля.
Но руководством Управления выход был найден – разработан Порядок взаимодействия Отдела внутреннего контроля и аудита с территориальными отделами при организации и осуществлении внутреннего контроля по исполнению требований Стандарта. Данным Порядком определен механизм представления в Управление на рассмотрение и утверждение документов, формируемых территориальным отделом при исполнении требований Стандарта.
В настоящее время отделы Управления и территориальные отделы прошли все этапы внедрения Стандарта от составления Карты внутреннего контроля до составления Отчета о проведенных контрольных мероприятиях.
С внедрением Стандарта изменился подход к планированию внутреннего контроля.
В целях повышения эффективности планирования Отделом внутреннего контроля и аудита совместно с отделами Управления разработана Примерная карта внутреннего контроля для территориального отдела, в которую включен перечень основных рискоемких предметов внутреннего контроля, в отношении которых целесообразно проведение контрольных мероприятий.
Примерная карта внутреннего контроля была рекомендована территориальным отделам для составления Карт внутреннего контроля (далее – Карта), для определения способов, форм, методов и периодичности осуществления внутреннего контроля в отношении включенных в Примерную Карту внутреннего контроля процессов и операций. Все это позволило достичь единых подходов при формировании Карт территориальными отделами.
Примерная карта внутреннего контроля до начала планируемого года корректируется с учетом изменений нормативных правовых актов, технологий, применяемых в органах Федерального казначейства, выявления недостающих процессов и операций внутреннего контроля, отсутствие которых может привести к возникновению казначейских рисков, и доводится до территориальных отделов.
В рамках планирования внутреннего контроля начальниками отделов Управления и начальниками территориальных отделов проделана следующая работа:
– осуществлен анализ и оценка существующих процессов и операций внутреннего контроля на их достаточность и эффективность;
– выявлены процессы и операции внутреннего контроля, отсутствие которых приводит к возникновению казначейских рисков;
– определены рискоёмкие документы, процессы и операции, в отношении которых целесообразно проведение контрольных мероприятий.
В результате проведенной работы сформированы перечни не регламентированных процессов и операций внутреннего контроля, осуществляемых отделами Управления и территориальными отделами, и Карты.
Внутренний контроль в настоящее время осуществляется сотрудниками Управления в постоянном режиме, как в процессе ежедневного выполнения возложенных на них должностных обязанностей, так и с определенной периодичностью после совершения соответствующих процессов и операций, формирования документов.
Информация о результатах контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, разъяснительных писем Минфина России и Федерального казначейства, отражается в Журнале учета внутреннего контроля в структурном подразделении на соответствующий год (далее – Журнал).
Журналы заведены во всех отделах Управления и территориальных отделах, в номенклатуру дел каждого отдела включено соответствующее дело.
Ежеквартально отделами Управления и территориальными отделами формируется и представляется в Отдел внутреннего контроля и аудита Отчет о проведенных контрольных мероприятиях.
Отдел внутреннего контроля и аудита проводит внутренний аудит функционирования внутреннего контроля в Управлении посредством:
– ежеквартального анализа и обобщения представленной отчетной информации;
– оценки эффективности и результативности проводимого внутреннего контроля при проведении комплексных и тематических проверок в отделах Управления и территориальных отделах.
По результатам внутреннего аудита, а так же при рассмотрении материалов проверок на Контрольном Совете Управления в случае необходимости даются предложения о повышении эффективности проводимого внутреннего контроля, о внесении изменений в Карту в части изменения периодичности, способа, метода проведения контрольных мероприятий в отношении отдельных предметов внутреннего контроля.
Руководителю Управления представляется информация о надежности функционирования системы внутреннего контроля в Управлении.
Подводя итоги можно сделать вывод, что в Управлении создана надежная система внутреннего контроля и на каждом этапе внедрения Стандарта достигнуты определенные результаты:
– на этапе планирования – в результате анализа и оценки предметов внутреннего контроля выявлены недостающие процессы и операции внутреннего контроля, отсутствие которых может привести к возникновению казначейских рисков, а также выявлены рискоемкие процессы и операции, в отношении которых целесообразно проведение контрольных мероприятий. В результате чего, при организации внутреннего контроля концентрируется внимание на более рискоемких процессах и операциях, осуществляемых отделами;
– на этапе осуществления внутреннего контроля – усилен самоконтроль в форме предварительного и текущего контроля, осуществляемый сотрудниками отделов. Начальником отдела или иным уполномоченным лицом обеспечен контроль по уровню подчиненности в форме последующего контроля сплошным или выборочным способом;
– на этапе рассмотрения результатов внутреннего контроля – обеспечена возможность, опираясь на систему внутреннего контроля,немедленного реагирования на факты установленных нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, разъяснительных писем Минфина России и Федерального казначейства, а также возможность оперативного принятия мер по устранению выявленных нарушений и предотвращению их в дальнейшем;
– на этапе составления и представления отчетности по результатам внутреннего контроля – обеспечен контроль за фактическим и своевременным выполнением контрольных мероприятий в соответствии с утвержденной Картой.
Многоуровневая система внутреннего контроля в Управлении обеспечивает дополнительные возможности предотвращения и устранения нарушений на рискоемких участках деятельности отделов, а так же повышение ответственности каждого специалиста при выполнении им функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.
Очевидным результатом внедрения Стандартов является положительная тенденция снижения количества нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, разъяснительных писем Минфина России и Федерального казначейства, выявленных как структурными подразделениями в ходе осуществления внутреннего контроля, так и Отделом внутреннего контроля и аудита – при проведении комплексных и тематических проверок.
Критериями оценки результативности системы внутреннего контроля в конечном итоге является оценка эффективности деятельности Управления.
Цели, задачи, описание и подходы к системе оценки эффективности деятельности Федерального казначейства определены Концепцией оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, одобренной решением Коллегии Федерального казначейства от 27.11.2013 № 28/2.
Одной из основных задач оценки эффективности деятельности органов Федерального казначейства является совершенствование системы планирования по целям и результатам деятельности Федерального казначейства.
Цели Федерального казначейства определены в государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», Стратегической карте Федерального казначейства, докладе о результатах и основных направлениях деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу.
На основании Порядка управления реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе, утвержденного 28.05.2014 руководителем Федерального казначейства Р.Е.Артюхиным, в Управлении разработан и внедрен Порядок управления реализацией государственных программ Российской Федерации в Управлении (далее – Порядок).
Отдел внутреннего контроля и аудита является уполномоченным подразделением на осуществление действий по организации подготовки и мониторингу исполнения документов планирования Управления.
В Управлении ведется Реестр документов планирования, который сформирован на основании планов, разрабатываемых отделами Управления и территориальными отделами.
В целях повышения эффективности деятельности Управления, в рамках реализации Порядка в Управлении выстроена система планирования, включающая в себя систему целей Федерального казначейства и их взаимосвязь, систему планов и их взаимосвязь. Данным Порядком установлены сроки и порядок составления документов планирования, мониторинга хода выполнения мероприятий, отчетности по их выполнению.
Создание единой системы планов позволяет, увязав цели, задачи и ход реализации документов планирования, распределить их по уровням ответственности от системы Управления в целом до конкретного гражданского служащего.
Использование системы оценки эффективности деятельности создает возможность для улучшения системы планирования и распределения обязанностей, повышения эффективности использования ресурсов, мониторинга выполнения запланированных мероприятий и своевременной корректировки процесса достижения результата.
Комплексное применение системы внутреннего контроля и оценки эффективности деятельности Управления позволит мобильно реагировать на динамично изменяющиеся внешние факторы, оптимально распределять и рационально использовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы, обеспечить достоверность и объективность итогов выполнения планов деятельности, обоснованно принимать управленческие решения. А это в свою очередь приведет к повышению эффективности и результативности деятельности Управления, повышению качества работы каждого сотрудника, качества принимаемых управленческих решений.