Перед Первой мировой войной в городе Бийске, старейшем городе Алтайского края, проживали 27 тысяч человек. Сейчас, век спустя, невозможно вспомнить каждого жителя поимённо, но в истории остались те, кто проявил себя в общественно значимых делах.
Один из тех, чьё имя осталось в летописи края (см. «АиФ-Алтай», № 15, «Память о себе оставить»), – Николай Ассанов, купец и меценат.
Дорога на Алтай
Как и многие города Сибири, Бийск развивался не столько за счёт административного ресурса и средств, как бы сейчас сказали, федерального бюджета, а за счёт усилий местного предпринимательского сообщества и, в хорошем смысле, гражданского общества.
У очень многих предпринимателей столетней давности наблюдалось ярко выраженное стремление широко участвовать в различных формах общественной жизни, повышенное чувство гражданской ответственности, когда не всё в жизни измеряется прибылью. Успешные люди часто становились меценатами, порой даже не зная такого слова. Не за славу, а больше за совесть.
Бийский купец Николай Ассанов был как раз таким. Большую работу по увековечиванию памяти о нем провёл в своё время Борис Кадиков, старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки.
А зримая память об этом купце находится в городе на пересечении улицы Ленина и переулка 3-го Интернационала: усадьба в стиле модерн, в которой сейчас располагается Бийский краеведческий музей.
Как рассказывается в «Краеведческом вестнике», Николай Ассанов родился в ноябре 1865 года в городе Ирбите – популярном тогда ярмарочном центре между Тюменью и Екатеринбургом. Поэтому не случайно, что в уездном училище небольшого городка было коммерческое отделение, где преподавали основы бухгалтерского дела. Именно туда Николая направили учиться родители. Практические же навыки торговли мальчик познавал на ярмарке.
В 15-летнем возрасте у юноши появился наставник в коммерческих делах – Иван Котельников, ирбитский мещанин, проживавший в Бийске и ведущий торговлю по Чуйскому тракту и в Монголии. Став правой рукой предпринимателя, Николай Ассанов стал осваивать коммерческие просторы Алтая и соседних территорий. Пришлось привыкнуть к климату, изучить различные диалекты тюркских языков и китайский, научиться верховой езде. Молодой купец понравился монголам и китайцам – он торговал честно, без насилия и наглости. За это ему предлагали товар высокого качества.
Невиданное дело
Капитал Николай Ассанов нажил на торговле мехом и лошадьми, помогая, как купеческий старшина, многим учёным и путешественникам, за что в 1901 году был удостоен звания члена-корреспондента Императорской академии наук – невиданное для сибирских купцов дело. Через четыре года, когда в Монголии свирепствовала оспа, он попросил Ивана Ермолина, своего доверенного человека из Бийска, привезти в Монголию вакцину для прививок от оспы. Лама Монголии посоветовал соотечественникам слушаться русских врачей, если они будут проводить вакцинацию. Уважение к купцу, после того как он спас от болезни многих людей, ещё больше повысилось. В жены Николай взял дочь бийского купца Андрея Кричевцева, которая после смерти отца возглавила его предприятие.
Проживая в Бийске и Монголии Ассанов не жалел денег на содержание бийских гимназий. На женскую гимназию, к примеру, он затратил в общей сложности больше 25 тыс. рублей. Там училась его старшая дочь – Людмила. Сначала Николай Иванович был членом попечительского совета этой гимназии, а потом и его председателем. Ещё большая сумма денег ушла у Ассанова на организацию и содержание бийской мужской гимназии – у Николая Ивановича было четыре сына. Он собрал средства и на проект гимназического здания, и на покупку земли для его строительства, купил полный набор инструментов для духового оркестра. И профинансировал экспедицию гимназистов по Горному Алтаю.
Много денег купец выделял на общественные мероприятия. К примеру, пожертвовал 1,2 тыс. рублей на закупку предметов первой необходимости для малоимущих жителей города. Летом 1913 года без всякой расписки выдал 700 рублей дорожному технику Вячеславу Шишкову, который с группой топографов вёл прокладку новой, более короткой и безопасной трассы Чуйского тракта.
Хитрая цифра
Все, кто хорошо знал Ассанова, характеризовали его как человека остроумного и находчивого. Об этом можно судить по случаю, произошедшему в 1906 году. На деньги потомственной почётной гражданки Бийска Елены Морозовой было построено здание женской гимназии. Но томское губернское управление просвещения не выделило городу ни копейки на приобретение мебели, оснащение кабинетов различным оборудованием – физическими приборами, картами, глобусами. И надо было набрать очень приличную сумму для того, чтобы гимназия смогла вовремя начать свою учебную деятельность. Николай Иванович посоветовал выбрать самых красивых гимназисток и отправить их по городу с подписным листом. Первый, к кому обратились девушки, был сам Ассанов. Тот напротив своей фамилии поставил какую-то закорючку и потом три нуля. После пошли к миллионеру Осипову, который был богаче Ассанова. И вот, когда явились к нему с подписным листом, Осипову показалось, что Ассанов пожертвовал всего тысячу рублей. Миллионер воскликнул: «Ой, скупердяй Николай Иванович! Ведь у него дочка будет учиться в этой гимназии. А я же холостой, у меня никого нет. Но мне на доброе дело даже двух тысяч не жалко!».
Потом пошли к зажиточному Андрею Фирсову, который удивился: «Позор! Ассанов – всего одна тысяча. А Осипов-то – две тысячи! Миллионер! А я не такой богатый, как он, но мне на это дело и трёх тысяч не жалко!». Так собрали нужную сумму. А когда на общем собрании родителей будущих гимназисток Ассанова попросили огласить размеры пожертвований, он заглянув в бумагу, воскликнул: «Барышни! Что-то моя четвёрка на единицу смахивает. Поправьте-ка её!».
Революционные годы стали концом Николая Ассанова. Сначала умерла дочь, которая влюбилась в белочеха и пыталась с ним уехать из России; затем два сына. Сам купец, на которого рабоче-крестьянская власть смотрела подозрительно, пытался уехать в Монголию, но на Семинском перевале его перехватили партизаны и заставили вернуться в Бийск. По дороге он тяжело заболел – сначала брюшным тифом, потом возвратным. Добравшись до города, купец попал в госпиталь, где и умер через два дня в ноябре 1921 года. Но память о честном купце и меценате осталась жива. Теперь о жизни Николая Ассанова и необычных свойствах его особняка на улице Ленина рассказывают экскурсоводы Бийского краеведческого музея. И как знать, может дух Николая Ивановича по-прежнему ходит по комнатам дома и выходит ночами на балкон, с которого так любила смотреть на Бийск его дочь.
Смотрите также:
- Неслучайные встречи. Как в Барнауле проходят вечеринки быстрых знакомств? →
- Жизнь вслепую. Светлана Борисова о том, как начать жить, потеряв зрение →
- Человек может научиться всему, чему захочет. Пример тому – слепые →