По воспоминаниям очевидцев, в этот день в полуденное время раздался треск и гром, и с неба стали спускаться два огромных парашюта. Они упали между селами Павловка и Мурашкино (сейчас этого села уже не существует) в болотистую местность. Когда люди подбежали к месту приземления первого, то увидели женщину в оранжевом комбинезоне, на нагрудном кармашке которого было написано «Валентина Терешкова».
Полет «Чайки»
Перед стартом она сказала: «Эй, небо! Сними шляпу!». Если небо может слышать, то оно услышало...
Только на вторые сутки полёта ЦУП передал ей правильные данные для системы спуска. Кстати, приземления первых космонавтов – от Гагарина до Терешковой – проходили совсем не внутри спускаемого аппарата. На высоте 7 км они должны были катапультироваться. А парашют открывался лишь за 4000 метров до земли. Валентина Владимировна спустя многие годы вспоминала:
– Когда увидела Землю, меня охватил тихий ужас – внизу было озеро. Первая мысль: «Господи, послали одну женщину, и надо же ей будет угодить в воду!».
В воду она не угодила, но сполна испытала удары другой стихии – степного ветра. Огромный парашют стал неуправляемым, нес её, как былинку. «Пришлось даже «постоять на голове», так что на носу появился хороший синяк», – с улыбкой рассказывала потом Терешкова.
Первые – без «звездности»
На месте, где когда-то устало сидела измотанная 70-часовым космическим полётом Валентина Терешкова, поставлен памятник. К 50-летию её полёта приготовлена тематическая программа, которая пройдет 18 июня в Алтайском государственном мемориальном музее г. С. Титова.
– К сожалению, Валентина Владимировна не бывала в нашем музее, – говорит Галина Парошина, директор музея в селе Полковниково. – Но о ней много хорошего говорили другие наши гости – космонавты Попович, Горбатко, Волынов, Коваленко. Все отзывались о ней как об исключительно порядочной, интересной, умной и достойной женщине. Вообще в тех, кто первыми шагали в космос, я бы отметила такую особенность: эти люди не считали, что совершили какой-то подвиг, они просто выполняли свою работу.
Досье
Лишь в 1997 году Валентина Терешкова, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации покинула звездный отряд. Покинула последней из женского набора 1962 года. Сегодня она – депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по международным делам.
Воспоминания
– Самой старшей из нас было всего 15 лет, поэтому происшедшее вызвало в нас и любопытство, и испуг. «Вы не шпионка?», – спросил кто-то из нас. Женщина в оранжевом комбинезоне засмеялась и сказала: «Нет, не шпионка!». А потом посмотрела в небо и произнесла: «Боже, так высоко я ещё никогда не прыгала…».
Вскоре её плотным кольцом окружили набежавшие люди. Она извинилась и попросила остаться только женщин и девочек, чтобы переодеться. Мы встали вокруг нее, Терешкова сняла комбинезон, надела синий спортивный костюм, и сразу стала худенькой, даже щупленькой.
Вообще она была простой, очень милой, охотно общалась с нами. Попросила черного хлеба. Тут же появились хлеб, лук, молоко, квас. Она нюхала кусок хлеба прежде, чем откусить, и от удовольствия закрывала глаза. Точно также она нюхала полевые колокольчики, которыми мы, детвора, её завалили.
Одна старушка спросила: «Доченька, ты на небе была, Бога-то не видела?». Терешкова улыбнулась и сказала: «Не видела, не встречала я его там».
Стала раздавать фотографии. Мне тоже дала, но старший мальчишка ловко выхватил карточку у меня из рук. Чуть не плача, подошла к Терешковой, говорю: «Я же первая сюда прибежала, а у меня вашу фотку отняли!». Она огорчилась: «Деточка, нет больше фотографий – все раздала». Протянула мне значок и два тюбика космической пищи.
Мы потом, естественно, съели содержимое. В одном было что-то мясное, перетёртое, а в другом – сладкое. А значок я долго хранила в память о симпатичной хрупкой женщине с завитком темных волос на лбу, усталой улыбкой и тихим голосом, которым она говорила в микрофон своей рации: «Я – «Чайка»! Я – «Чайка»! Приземлилась в районе Кулунды…».
Смотрите также:
- «В одном городе с психами». Бийчане анонимно изливают душу в соцсети →
- Юлия АРТЕМЬЕВА. Когда «на голову падает» не только счастье... →
- Никита КОТОВ. Стихотворения →