На протяжении пары пятилеток примерно раз в полгода Петрович на недельку «уходит в себя». Пьёт он со своей «заначки», тихо; не только в собутыльниках не нуждается, но и к супруге с разговорами не навязывается. Она тоже его не «достаёт»: как к началу нынешнего века победила «привычку» Петровича употреблять «день через день» и в изрядных объёмах, так и успокоилась. Теперь у них что-то вроде «джентльменского соглашения», по неписаным правилам которого Валентине Матвеевне по выходу мужа из «клинча» следует дать ему развёрнутый ответ на вопрос: «Ну, мать, что я пропустил?».
«Машина времени» назад
Поскольку очередной уход в себя и возврат в мир у барнаульского пенсионера случился в нынешнем марте, на новостной «десерт» супруга припасла ему самое, на свой взгляд, любопытное. Про то, что в крае вроде как собираются запретить продавать в магазинах любой алкоголь с семи вечера до 11 утра (для тех, кто не в теме: сейчас спиртным нельзя торговать с 21.00 до 9.00, – ред.).
– То есть машину времени всё-таки изобрели? – почесал бородёнку Петрович, переживший на своём веку не одну кампанию по борьбе с «зелёным змием». А, убедившись, что нет, только хмыкнул: «Ну, не смешные ли люди?».
«Вброшенное» на днях в информационное пространство предложение группы алтайских парламентариев о ещё большем временном ограничении розничной продажи алкогольной продукции – старшее поколение знает – заимствовано из советского прошлого. По словам Андрея ЩУКИНА, депутата Алтайского краевого Законодательного собрания, в совсем недавнем прошлом лидера регионального отделения ЛДПР, необходимость вернуться к столь жёсткой мере стала очевидна (некоторым, – ред.) после недавно прошедшего «круглого стола», посвящённого проблемам алкоголя и здоровья:
– Сегодня в крае действует ограничение на продажу спиртосодержащей продукции с 9 часов вечера до 9 утра. Это принесло небольшой, но очевидный результат – например, в прошлом году почти на 4% сократилось число отравлений алкоголем со смертельным исходом по сравнению с 2013-м. Но вот уровень т. н. алкогольной преступности постоянно растёт. В прошлом году 40% нарушителей закона оказались под влиянием «зелёного змия» – этот показатель почти на 10% выше, чем в среднем по стране!
Насколько уместно увязывать сокращение числа алкогольных отравлений с запретом ночью продавать магазинный алкоголь, вопрос, наверное, дискуссионный. Но и предложение, озвученное от имени единомышленников Щукиным (в своё время в принципе выступавшим против любых ограничений прав потребителей спиртного, но потом передумавшего, – ред.), не имеет оформленного вида. Как пояснил политик, это лишь «осознание нужности решения проблемы», но «вопрос требует широкого обсуждения», и «если общество будет возражать, не будет даже законопроекта».
Общество, судя по первой реакции в соцсетях, будет возражать. И некоторые «инстанции», с мнением которых придётся считаться, похоже, тоже. К примеру, по мнению Всеволода КОНДРАТЬЕВА, председателя комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству, «установив такие временные рамки, мы нарушим экономическую ситуацию: «зарубим» легально работающих предпринимателей и простимулируем производство контрафакта, опасного для здоровья».
Вон из жилых домов?
Во-вторых, – и это «глобальнее» – предполагается задуматься «об установлении полного запрета на реализацию алкогольной продукции (в т. ч. пива) в предприятиях торговли и общественного питания (бары в предприятиях торговли), размещённых в жилых домах». Можно предположить, что это предложение в «широких кругах общественности» вызвало бы массовую поддержку, ибо практически каждая такая «первоэтажная» точка – головная боль для жителей всего дома.
Тут, однако, есть серьёзное «но». Продмагам в жилых домах несть числа (почти буквально, данных об их количестве нам пока найти не удалось, – ред.), а всё это – мелкий бизнес, которому потеря алкогольного ассортимента грозит «измельчанием» вплоть до полного исчезновения (не только потому, что продажа «веселящих» напитков приносит большую долю выручки, но и потому, что под них, как правило, покупаются и «лишние» продукты, – ред.).
Властям очень серьёзно придётся подумать о целесообразности установления полного запрета на продажу спиртного в таких магазинах, тем более в условиях социально-экономической «турбулентности».
Эй, там, в магазине-баре!
Но вот о «спиртосодержащем общепите» в жилых домах речь может пойти отдельно. Тем более что региональное ГУВД ещё прошлой осенью обратилось в АКЗС с инициативой запретить алкоголь в предприятиях общественного питания, «расположенных во встроенных и пристроенных к жилым зданиям нежилых помещениях многоквартирных домов». Численность таковых даже чисто визуально как-то стремительно возросла после того, как в магазинах запретили торговать пивом после девяти вечера. А-ля барная стойка в помещении, мини-столик у входа, лишнее слово на вывеске – и вот вам вроде как бар, и торгуй пенным теперь до 23 часов как минимум. Легальный и дешёвый способ «выскользнуть» из-под запрета и продолжать зарабатывать на жаждущих «продолжения банкета»…
Если эксперты уверены, что ограничения времени и мест продажи спиртных напитков (помимо профилактики здорового образа жизни) ведут к уменьшению масштабов алкоголизации населения (в 2014 г. наркологи края наблюдали 39023 больных, 1,6% общей численности), то пусть поддерживают законотворцев в их «запретительных инициативах». Но пусть уж тогда последние заодно принимают и такие правовые акты, которые сделают первые… не смешными. Пока «петровичи» и иже с ними всегда знают, в каком магазине можно отовариться круглосуточно, где «открыты» домашние «винопольки» и всегда тусуются «моторы» с горячительным на продажу, им будет всё равно…
История вопроса
Нельзя, ещё нельзя
Запрет на розничную продажу алкоголя крепче 15 градусов с 21.00 до 9 часов на территории края начал действовать 1 января 2011 года. Ровно через два года, день в день, для магазинов вступил в силу запрет на ночную торговлю пивом и напитками, изготовленными на его основе. Киоски, ларьки, торговые точки площадью менее 50 квадратных метров вообще потеряли право продавать пенное. С начала этого года в крае также вне закона продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, сейчас обсуждается запрет любых тоников.
Мнение власти
Александр ЛАЗАРЕВ, председатель комитета по здравоохранению и науки АКЗС:
– …Ограничительные меры по производству и продаже алкоголя действительно снижают употребление алкоголя. Это показал опыт… Но я согласен, что при введении ограничений существует опасность «перетока» потребления алкоголя с легального на нелегальный рынок. Для укрепления здоровья населения ограничения не противопоказаны, но необходимость их введения должна быть оценена специалистами – экспертами.
Комментарий
Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ, начальник УМВД России по г. Барнаулу:
– В 2014 г. сотрудниками полиции на территории Барнаула пресечено 1196 административных правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (в 2013 г. – 887), из незаконного оборота изъято 91568 литров соответствующей продукции (в 2013 г. – 72818).
В ходе проведения мероприятий, направленных на пресечение фактов нарушения требований закона «О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края», выявлено 142 факта реализации алкоголя в ограниченное законом время с 21 ч. до 09 ч. (в 2013 г. – 123).
В сфере незаконного оборота алкогольной продукции производства Республики Казахстан на территории города пресечено 73 административных правонарушения (в 2013 г. – 5), из незаконного оборота изъято 26405 литров (2699).
Кроме того, выявлено 500 фактов продажи «надомниками» алкогольной продукции домашней выработки (в 2013 г. – 293), изъято 582 литра спиртосодержащей продукции (170 л).
Смотрите также:
- Может, до одиннадцати? Барнаульцы собирают подписи против ограничений по продаже спиртного →
- Каждый четвёртый россиянин считает, что пьянство в России искоренить нельзя →
- В Алтайском крае не решаются убрать алкоголь из магазинов в жилых дома →