Золотое дно России? Как на Алтае пытаются наладить переработку мусора

Александра Горбунова / АиФ

Мусора в алтайских сёлах – лопатой греби. В редакцию не раз обращались жители из глубинки: «Караул, зарастаем, помогите!». 

   
   

Вывозом и переработкой мусора занимается Александр Денюков, молодой предприниматель из Барнаула. Похоже, этот 33-летний человек знает, что нужно сделать, чтобы наши сёла выглядели так же опрятно, как где-нибудь в старушке-Европе…

Выпускник Бийского техникума механической обработки древесины, Бийского государственного педуниверситета им. Шукшина, Денюков в разное время работал продавцом, затем управляющим магазина. Чтобы получить кредит на открытие первого дела, полгода работал в санатории организатором досуга. Участвовал в форумах АТР, «Селигер», ШОС, Слёт сельской молодёжи и других.

В итоге Александр пришел к тому, чтобы открыть бизнес по сбору и переработке мусора. Сейчас молодой человек является резидентом Алтайского бизнес-инкубатора и руководителем ассоциации мусороперерабатывающих предприятий Алтайского края.

Раздельный сбор мусора Фото: Commons.wikimedia.org

Дно «золотого дна»

– Александр, когда и как пришла идея заняться таким… специфическим бизнесом?

– В 2010 году я оказался безработным. До этого тоже занимался предпринимательством – лесопильным производством в Белокурихе. Был совсем молодой и у меня не было никакой поддержки. Ведь сам я из простой семьи: мама работает в больнице, папа – строитель. Но я, начитавшись книг умных (того же Роберта Кийосаки), решил, что нужно заниматься бизнесом. Начал работать на голом энтузиазме, без стратегий, без бизнес-планов. Считал, что все люди, с которыми имею дело, – порядочные. Дал тому деньги, тому деньги, предоплату всюду вносил. В результате – прогорел. Долгов осталось полмиллиона. Про них я никому не говорил – ни родителям, ни бывшей супруге. Просто занялся недвижимостью и через год закрыл все долги. Ну, а потом переехал в родное село Алтайское. И начал заниматься мусоропереработкой. Получил субсидию 58 800 рублей из Центра занятости населения. Подзаработал ещё летом на туристах (Александр – инструктор по водным видам спорта – прим. ред.). На эти деньги купил прессы, начал работать…

Тогда в разных районах появлялись такие предприятия. Но спустя год практически все закрылись, обанкротились.

   
   

– Чего им не хватило?

– Многие считают, что мусор – золотое дно. Если кто так думает – добро пожаловать в деревню, очищать её, родимую. На самом деле это маленькие объёмы и очень большие расходы – на бензин, на ремонт машин, на зарплаты... К тому же нужно платить налоги, делать отчисления в пенсионный фонд. Причём их размеры одинаковы что для городского, что для сельского предпринимателя, хотя уровень доходов у них разный.

Между сбором мусора в городе и в деревне есть большая разница. Фото: АиФ / Александр ФИРСОВ

– Как же вы удержались в этой сфере?

– Потому что попутно занимался и другими видами предпринимательской деятельности. А полученные там средства нередко вкладывал в занятие мусоропереработкой.

Зачем играть в героя?

– Сейчас вы несколько поменяли профиль своей деятельности?

– Потратив столько времени на изучение этого рынка и всех его проблем, удалось разработать комплексную модель сбора, вывоза и переработки мусора. Увы, сегодня в частном секторе в сёлах вообще не организован или плохо организован вывоз мусора. Даже если раз в неделю приезжает какая-нибудь тракторная телега, для многих это не выход. Хотя бы из-за проблемы, где хранить мусор? На веранде, во дворе, под крыльцом, в сарае?.. И люди от безысходности бросают его куда придётся. Я просмотрел очень много разных проектов, собрал по кусочкам всё лучшее, что в них было, и «впихнул» в один проект. Например, сбор и вывоз мусора имеет смысл наладить так, как делают на Западе: ставят персональные контейнеры в оградах дома. Люди туда бросают мусор, а компания, с которой они заключают договор, вывозит этот мусор на полигон.

Фото: АиФ / Александра Горбунова

– А переработка мусора и использование его в качестве вторсырья в производстве?

– Строить при каждом сельском полигоне заводы, которые бы использовали собранное вторсырьё для выпуска своей продукции, не практично. Тем более что в крае уже есть предприятия, которые перерабатывают вторсырьё. Лучше создавать сеть предприятий, которые занимаются сбором и сортировкой мусора, откуда он потом будет поступать в перерабатывающее производство. Я являюсь руководителем ассоциации мусороперерабатывающих предприятий Алтайского края. И мы знаем все места, куда можно сдать на переработку макулатуру, стеклобой, пластик, ПВХ-плёнку…

– В крае находятся единомышленники?

– Есть опытные «образцы», которые работают по этой модели. Это Алтайский район, Белокуриха, Поспелиха, Баево. Важно, чтобы программа приносила результат, и чтобы его почувствовали те, кто этот проект реализует. Ведь люди в героев играть долго не могут.

– Бывают моменты, когда хочется бросить всё это?

– Сложности есть в любом деле. Напрягает, конечно, когда по финансовым показателям отдачи не видишь, а наоборот, видишь, что деньги только отдаёшь, отдаёшь, отдаёшь. А зарабатывать приходится на других направлениях. Бывает недоумение от поступков людских. Например, когда узнал, что местные «умельцы» залезли в линию, которую установил в Алтайском и в которую было вложено 1,5 млн рублей. Эти товарищи сняли детали и… сдали в металлолом. Устаёшь от того, что с бюрократией много сталкиваешься. Когда не видишь отдачи или понимания, всегда возникает вопрос: «А для чего ты это делаешь?».

– И для чего же?

– Очень хочется оставить после себя что-то значимое, а не кучу мусора.

Так выглядит предприятие по переработке мусора. Фото: АиФ / Елена Иванова

Перемены начинают с себя

– Что сельчане о вашей работе говорят?

– Многие считают, что это давно нужно было сделать. 

– А те, кто отказываются, чем это мотивируют?

– Некоторые говорят: «Мы мусор сжигаем». Другие не хотят ставить контейнер потому, что неподалёку от дома есть исторически сложившаяся несанкционированная свалка. По их мнению – зачем за это платить?

– А что плата большая?

– 150 рублей в месяц. Некоторые считают, что это дорого. Но когда мы были на стажировке в Швеции, там деревенские жители за такую же систему сбора мусора платят около 1 тысячи рублей (в пересчёте на российские деньги). Ещё один «подводный камень» – это несвоевременный вывоз мусора нашими партнёрами. К сожалению, это касается и моего родного села Алтайское. Сложности возникают ещё и потому, что, например, улицу снегом засыпало, а в распутицу из-за грязи невозможно проехать. Но в основном проблемы, наверное, вызваны человеческим фактором. Вот в селе Поспелиха работой местного МУПа, который заключил с нами договор франчайзинга, люди довольны: и мусор вывозят регулярно, и предлагают несколько вариантов оплаты.

– Сельских жителей бывает трудно уговорить платить за то, за что они никогда не платили…

– Зато их можно заинтересовать перспективой заработать деньги. У нас есть такое предложение: если наш абонент сможет убедить своих односельчан – родственников, соседей, знакомых – чтобы они тоже заключали договоры на обслуживание, то получает определённый процент от их абонентской платы. Например, если он пригласил 10 человек, то обеспечивает себе уже ежемесячную абонентскую плату.

– Сегодня, наверное, актуальной становится тема состояния сельских полигонов ТБО, большинство из которых не оформлено…

– Парадокс: в европейской России полигоны бандиты оккупировали и не пускают туда никого, а у нас власти уговаривают: «Возьмите кто-нибудь эти объекты, начинайте ими заниматься». Полигоны оформляют за счёт средств администрации. Но... не все готовы брать их. Потому что, когда они бесхозные, туда свозят всякий мусор, и наказать за это некого. Но как только у свалки появляется хозяин, тут же появляются и надзиратели: «Почему у вас полигон не огорожен? Почему шприцы валяются, а лицензии на размещение медицинских отходов нет?». Раз – штраф, два – штраф, и у людей отбивается охота этим заниматься.

Но стоит всё же позитивно смотреть в будущее, потому что Алтайский край будет активно развиваться в плане туризма, поэтому наводить здесь порядок и чистоту очень важно.

Фото: Фото Надежды Гусевой

– Что для вас первично? Выгода или любовь к родному краю?

– Я родился и вырос здесь. Я люблю природу и вижу, что там, где раньше я ходил по зелёной траве, теперь валяются пластиковые бутылки, консервные банки… Чтобы что-то менялось, нужно начинать прежде всего с себя. Чтобы общество начало меняться, нужно изменить хотя бы 4% населения.

Смотрите также: