Не сказать чтобы часто, но время от времени в редакцию обращаются люди, у которых решение важного для них вопроса упирается в отсутствие нужной бумаги.
Как частность, каждый раз, когда региональное Заксобрание расширяет перечень оснований, дающих право на присвоение звания «Ветерана труда Алтайского края», находятся сограждане, которым «позарез» требуется документальное подтверждение «трудовой доблести». В подобных случаях мы, что называется, не глядя, советовали обращаться в архив. В самом деле, разве это не то самое место, где хранятся «все-все-все» документы, разложенные по папкам и по полкам?
Исходя из этого представления, недавно мы сами решили обратиться к архивистам – в связи с 60-летием начала освоения целины, что в нашем аграрном крае вызвало большой интерес. Захотелось разнообразить тему деталями, лежащими между «статданными» (вспахано, засеяно, намолочено, построено) и личными воспоминаниями участников, во множестве транслируемыми сейчас разными источниками. Искомое оказалось «на вес золота», а почему – помогла нам понять Ольга ДУДАРЕВА, заместитель директора по основной деятельности кгКУ «Государственный архив Алтайского края».
Поищите про землетрясения…
– Довольно часто свои обращения к нам люди начинают примерно так: «Меня интересует тема такая-то, посмотрите, что вам стоит?». То, что любую информацию сотрудник архива может достать «лёгким движением руки» – самое распространённое заблуждение о нашей работе.
Многие почему-то думают, что в архиве – почти как в музее: в одном «зале» об этом, в другом – о том и т. д. Но у нас нет тематического хранения документов как такового! Если в общих чертах – архив складывается из документов, поступивших из так называемых источников комплектования, то есть органов госуправления, учреждений, предприятий, организаций разного рода. Это и управленческая документация, и научно-техническая, и документы личного происхождения или по личному составу, и фото- и фонодокументы…
Важно, что всё это разные фонды, которых у нас в настоящее время хранится 6798. А в каждом из них – десятки или сотни и тысячи дел, при том, что в стандартных из них «подшито» 250 листов, а в нестандарт- ных – 400 и более!
Конечно, в рамках просветительской работы мы готовим каталоги и сборники тематических документов, подборки материалов к юбилейным датам – наших знаменитых земляков или «общественным». 60-летие целины тоже не обошли вниманием.
На нашем сайте (www.archiv.ab.ru) можно посмотреть 64 документа («сканы» фотографий, телеграмм о прибытии целинников, анкет механизаторов, справок, докладных). Там есть и очень любопытные «детали». К примеру, о том, что председатель колхоза «Памяти Сталина» Ребрихинского района называет контрреволюционером бригадира тракторной бригады № 9 и угрожает ему расправой, или о том, что за первомайский подарок в 1954 г. получила «бригада тов. В. г. Минакова из Будённовской МТС Ключевского района» от Рокитновского лесхоза Ровенской области.
Для того чтобы найти эти интересные материалы, нашим сотрудникам пришлось «перелопатить» огромное количество дел по фондам краевого Управления сельского хозяйства, крайисполкома, крайкомов КПСС и ВЛКСМ и другим, с 1954 по 1959 годы! В этом случае хотя бы известен временной отрезок, и понятно, кто за что отвечал: есть координаты поиска. Но ведь у нас ведь про что только не спрашивают! «А поищите, сколько землетрясений было на территории края с прошлого века?».
Алфавитных списков не значится
– Это, наверно, наш брат-журналист спрашивал… А простые люди чаще всего по каким вопросам обращаются в краевой архив?
– Всегда востребованы документы органов исполнительной власти. Это, как правило, объясняется утилитарными причинами. В последние годы заметно возрос спрос на метрические книги дореволюционных фондов, т.к. современники живо интересуются историей семьи. У нас читальный зал не то чтобы большой, даже маленький, так что каждый рабочий день «битком» и очередь по записи.
Знаете, у нас в крае, в отличие от ряда других регионов, сохранены документы Алтайской губренской земской управы, фонд за 1917-1919 годы, в котором сохранились анкеты Всероссийской сельскохозяйственной, земельной и городской переписи населения 1917 г. Это кладезь «родовой» информации: каждому главе семьи задавалось 165 вопросов! Старожилы ли, откуда переселились; состав семьи (мужская и женская половины, степень родства, возраст каждого); грамотные ли, принимал ли кто участие в военных действиях; участвуют ли в сельхозработах и т. д.
Но здесь тоже надо понимать, что отрывочное представление (к примеру, «мои предки давным-давно жили на Алтае») не может быть ориентиром для поиска. Недостаточно знать, что пра-пра-пра… переехали в наши края из-под Тамбова или Пскова, нужно знать район, а лучше село. Те же метрические книги были привязаны к конкретной церкви. Это, если угодно, та самая «печка», от которой можно «танцевать» дальше.
Ну нет в архиве алфавитных списков на всех! некогда проживавших на Алтае людей! Есть ревизские сказки, иначе списки по учёту населения, но люди переписывались по населенным пунктам, следовательно, нужно знать, где проживала семья.
– Вы сказали, что у вас на работу ползователей с документами в читальном зале создаётся очередь. А в какой мере этот вопрос решает оцифровка архивных документов?
– Ох, больной вопрос… Есть государственная стратегия информатизации, по которой до 2015 г. должно быть оцифровано 20% архивных фондов. Но в нашем архиве более 2 миллионов 300 тысяч единиц хранения, т. е. задача поставлена практически нереальная. Даже «технологически» это сделать очень сложно. Это в библиотеке взял книгу или альбом, раскрыл – сканировал. А у нас «фолианты» от 200 до 400 листов – один к одному, переплётённые на века! Но, мы, конечно, ведём такую работу, приближаемся к трём процентам.
В первую очередь оцифровываем наиболее востребованные пользователями дела. Тем более что у дореволюционных документов весьма значительная доля физического износа, их обязательно нужно «запечатлеть» на других носителях. Уже многие из них можно посмотреть в электронном виде в читальном зале, а вот с домашнего компьютера можно познакомиться на нашем сайте с электронными описями дел и их сканами и прийти в архив с уже готовым списком необходимых для просмотра дел.
Берегите завтра!
– Ольга Николаевна, насколько верно ощущение, что прежде «делопроизводство» было более основательным?
– Ранние фонды, конечно, более интересны в содержательном плане. В прежние времена подшивали буквально всё. Вернуться хотя бы к целинным временам: архивированы даже сотни телеграмм. Листаешь дела – и атмосферу времени чувствуешь. Постсоветское время – это, как правило, организационно-распорядительная документация, протоколы комиссий и т. д. И, увы, документы многих предприятий, нужные людям в практическом плане, бесследно исчезли.
Архивы сейчас, как почти всё вокруг, разной формы собственности: государственные, субъектов федерации, муниципальные, частные. К сожалению, реалии таковы, что сотрудники архива ограничены в полномочиях и зачастую даже не могут выйти с проверкой делопроизводства. С «частных» же предприятий вообще спрос не велик. По закону в случае закрытия они должны передать в архив документы по личному составу, но и это далеко не все делают. Лично знаю пару, где муж в своё время был хозяином небольшой компании, а жена у него работала. Ликвидируя фирму, он не позаботился о сохранности документов, на чём и он, и она потеряли по 8 лет стажа!
Поэтому очень настоятельно советую всем людям обращать внимание на правильность заполнения своих трудовых документов, да и вообще бережно хранить свои домашние архивы.
К слову
На хранении в Государственном архиве Алтайского края 6798 фондов, 2343222 единицы хранения за 1744-2013 гг. К числу особо ценных документов отнесены 26 145 единиц хранения.
В фондах досоветского периода «Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства», «Главное управление Алтайского округа», «Управляющий казёнными золотыми приисками главного управления Алтайского горного округа» и других, находятся сведения о развитии горного производства, состоянии частных золотых приисков, добыче полезных ископаемых, выдающихся деятелях техники и изобретателях М. Лаулине, И. Ползунове, К. Фролове и др.
Смотрите также:
- Цветущая Россия. Фотограф из Барнаула хочет издать набор почтовых открыток →
- Неисправимый оптимист, или О личном эгоизме Вячеслава Кайгородова →
- Единый вектор необходим? →