Узнаваемость и известность. В маленьких банках новшества появляются чаще

   
   

Под окнами редакции в Барнауле находится банк, судя по названию – французский. Почти каждое утро на его крыльце собираются люди, которые занимают очередь и чего-то ждут. Днём активность возле банка невелика – лишь изредка на крыльцо выходит охранник, который палкой сбивает сосульки или выговаривает дежурящим возле соседней аптеки бомжам. Такая тишина резко контрастирует с вечной толкотнёй в любом отделении крупного федерального банка с зелёным логотипчиком. Тем не менее, и этот банк имеет клиентов, совершает какие-то операции и даже является успешным.

Работа на бренд

Сколько в Алтайском крае банков – точно, вероятно, не скажет никто. Кто-то открывает в регионе свои филиалы, кто-то закрывает, государство отзывает у банков лицензии – только на прошлой неделе – у двух банков. Тем не менее, по данным сетевых информационных ресурсов, посвящённых банковской жизни, в краевом центре сегодня насчитывается 55 банков, восемь из которых считаются крупными. Впрочем, навигационные системы насчитывают лишь 36 банков – тех, в чей офис можно постучаться. Остальные, вероятно, действуют больше в виртуальном пространстве или предоставляют услуги в рамках более крупных компаний – к примеру, операторов мобильной связи.

Однако каждый банк, только если он не сосредоточен на узком сегменте клиентов, которые передают вести о нём по принципу сарафанного радио, стремится к узнаваемости и известности. С социологической точки зрения это разные понятия – узнают, если напомнят, а известность – это спонтанное знание бренда, которое вспоминается самостоятельно. И конечно, любой банк – хоть маленький региональный, хоть большой федеральный, стремится к последнему – известности. По признанию руководителя одной кредитной организации, в идеале при упоминании слова «банк» клиент должен вспоминать образ именно их банка.

Конечно, рядовой потребитель часто интересуется «надёжностью» банка. Но в реальности это важно лишь при размещении вкладов, при заимствовании денег у банка населению важнее условия кредитования, а не финансовая устойчивость.

По оценке социологов на узнаваемость банковского бренда влияет множество различных факторов – и масштаб рекламных кампаний, и качество креатива – ярким примером может служить банк «Империал», рекламу которого люди вспоминали через много лет после исчезновения банка. Влияет на узнаваемость и расположение банков, упоминание в СМИ. Правда, не всегда известность связана с доверием – некоторые банки и даже отдельные банкиры успели «засветиться» в информационном пространстве в скандальном свете, и хотя их теперь знают – идти к ним клиенты не спешат.

Мал, да удал?

Помимо рекламы увеличению узнаваемости способствуют и усилия банков, направленные на привлечение клиентов оригинальными услугами, льготным периодом обслуживания, сниженным процентом кредитования и созданием дополнительных удобств клиенту. И тут большие и маленькие банки идут разной дорогой – одни берут объёмом и числом, другие качеством и умением.

   
   

По мнению Андрея МАКУЛОВА, члена совета директоров одного из региональных банков края, для того чтобы найти клиента и стать узнаваемыми, банкам приходится по-максимуму использовать свои конкурентные преимущества.

Достоинство небольших региональных банков – большая оперативность в принятии решений, особенно это важно в кризисной ситуации. Внедрение инноваций в малых банках идёт быстрее и дешевле. И особенно хорошо это проявляется в кризис – в прошлый кризис именно небольшой банк Барнаула первый внедрил чиповую карту для расчётов внутри большой организации с персоналом на 13 тыс. человек, решив таким образом проблему нехватки наличных денег. Только через полтора года подобные системы внедрили крупные банки. Известная сейчас всем жителям края «Система Город» тоже начиналась с малых банков. Только потом, с большим трудом, она появилась у крупных кредитных организаций.

Для того чтобы достучаться до клиента, банкам края приходится постоянно пробовать, выдумывать, творить, внедрять новые продукты и конкурировать. Наличие в крае множества банков позволило региону несколько лет назад избежать коллапса в экономике – когда у крупного федерального банка сменился руководитель, какое-то время он не мог оперативно реагировать на запросы рынка. Только наличие других банков позволило предприятиям края, которым отказали в пролонгации сроков кредитования, завершить свои проекты. Маленькие банки тогда получили массу хороших клиентов, а большой банк, увидев конкуренцию, сменил свою позицию по кредитованию.

Большое число небольших банков говорит об успешности финансовой страны – на них удобнее обкатывать разные новшества.

По мнению специалистов финансовой сферы, наличие в крае малоизвестных банков – не великая проблема. Банков может быть и много больше – каждый ищет свой путь к клиенту, а количество поздно или рано превращается в качество.

Рейтинг узнаваемости

■ Банк «ВТБ 24» – 108

■ Сбербанк России – 106

■ Альфа-Банк – 64

■ РоссельхозБанк – 31

■ Русский стандарт – 28

■ Совкомбанк – 26

■ Банк Хоум Кредит – 27

■ МДМ Банк – 23

■ Банк Открытие – 19

■ Газпромбанк – 18

■ Лето Банк -18

■ ОТП Банк – 16

■ Бинбанк – 16

■ Райффайзенбанк – 15

■ Сибсоцбанк – 14

■ Банк Уралсиб – 12

■ Тальменка-Банк – 11

■ ФорБанк – 11

■ Промсвязьбанк – 11

■ «Региональный кредит -11

■ Азиатско-Тихоокеанский банк – 10

■ Банк Авангард – 10

■ Банк Возрождение – 8

■ Русфинанс Банк – 6

■ Ренессанс Кредит – 6

■ Юниаструм Банк – 6

■ Банк Югра – 6

■ Уральский Банк реконструкции и развития – 6

■ Восточный экспресс – 4

■ Зернобанк – 4

■ Алтайкапиталбанк – 4

■ Банк Москвы – 4

■ Транскапиталбанк – 4

■ Собинбанк – 4

■ АК Барс Банк – 3

■ Петрокоммерц – 3

■ Росбанк – 2

■ Росгосстрах Банк – 2

■ МТС-Банк – 2

■ Банк Левобережный – 2

■ Тинькофф Банк – 2

■ АлтайБизнес-Банк – 2

■ Алтайкапиталбанк – 1

■ ЮниКредит Банк– 1

■ Мособлбанк – 1

■ Банк Траст – 1

В опросе приняли участие 118 человек. Опрос проведён силами редакции «АиФ-Алтай»

Узнай меня

Барнаульцы узнают банки по рекламе и скандалам.

В краевом центре много банков. Настолько много, что назвать их все обычный человек не сможет. Из более чем 50 банков, представленных в краевом центре, большинство вспоминали те, чьими услугами пользуются или название которых на слуху из-за рекламы или скандалов. В ходе опроса мы попросили вспомнить названия известных им банков, называть можно было сразу несколько. Проводился опрос, чтобы выявить уровень, или, по-другому, своеобразный рейтинг узнаваемости. Всего в опросе приняли участие 118 человек – от 20 до 60 лет. Для полноценной социологической выборки этого недостаточно, но общее представление о знакомстве горожан с финансовыми учреждениями составить можно.

Кредитная тишина

В любой кризисной ситуации можно демонстрировать два типа повеления – переходить в выжидательную оборонительную позицию или резко активизироваться.

Применительно к россий-

скому менталитету большинство граждан выбирает первую стратегию – ждать и сохранять. Жители края – не исключение. Проявляется это, в том числе, в том, что в условиях роста цен и заморозки роста заработных плат жители Алтая предпочитают по возможности кредиты не брать. Спрос на заёмные деньги сократился в регионе в два раза.

Так, в январе банки края выдали потребительских кредитов на 4,1 млрд рублей. По сравнению с январём прошлого года это только 55,2%. Но при этом Алтайский край традиционно входит в число регионов с самым большим числом дей-

ствующих займов. По данным Национального бюро кредитных историй, в прошлом году почти каждый второй житель края (более миллиона человек) имел кредитные обязательства перед каким-то банком.

По информации Ларисы Кузнецовой, пресс-секретаря одного из федеральных банков с государственным участием, представленных в регионе, объём кредитов снизился из-за повышения кредитных ставок и снижения платёжеспособности населения. Заявок на кредиты стало меньше, а процент отказов, напротив, вырос. Банки стали иначе оценивать кредитоспособность заёмщиков, исходя из того, что изменилась стоимость потребительской корзины. Если раньше на обеспечение нормальной жизнедеятельности человеку хватало порядка 40% от всех доходов, то теперь эта цифра составляет 55-60%, а, значит, снижается возможность обеспечивать кредитные обязательства.

Несмотря на удорожание потребительской корзины, жители края пока более-менее ответственно рассчитываются по кредитным обязательствам. Рост просрочек наблюдается, но не является критичным. Больше всего от невозвратов страдают микрокредитные организации. А банки просто отказываются сегодня от наиболее рискованных кредитных продуктов и переходят на более тщательный анализ платёжеспособности заёмщиков.

Смотрите также: