Против инсульта бороться нужно каждый день, убеждён Николай НАЗАРЕНКО, врач-невролог высшей категории, доктор медицинских наук, профессор.
Мужчины, берегитесь!
– Николай Васильевич, в мире много страшных болезней, но почему инсульты называют бичом современного общества?
– Всемирная организация здравоохранения ещё в 2004 году объявила инсульт глобальной эпидемией. И в настоящее время это одна из главных причин смерти и инвалидности в мире.
В нашей стране – вдумайтесь! – каждые полторы минуты у кого-то случается инсульт. Учитывая численность населения, это от 400 до 450 тысяч случаев в год. Почти треть таких больных умирает в первый месяц; среди выживших в течение года повторные инсульты уносят ещё половину жизней! Из оставшихся к прежней жизнедеятельности в нашей стране возвращаются 8-12%, остальные не могут обходиться без посторонней помощи. Причём инсульты молодеют. Острое нарушение мозгового кровообращения никогда не было уделом исключительно пожилых людей, как считают многие, но в последние годы мы видим заметное увеличение число инсультов в возрастной группе 40-45 лет. В основном среди мужчин; они в принципе больше подвержены этой болезни, чем женщины.
Безусловно, инсульты – бич, да ещё какой! И каждый раз он бьёт не одного человека, но и членов его семьи. Был человек – «надежда и опора», а стал инвалидом… Вот привозят пациента с инсультом в больницу; его близкие, как правило, криком кричат: «Доктор, что угодно, как угодно, лишь бы жив остался!». А встречаешь позже кого-то из этих родных – они сами еле живы: уход за инсультным больным требует физических сил, огромных эмоциональных затрат и денежных трат тоже. Говорю это затем, чтобы подчеркнуть, что инсульт – серьёзнейшая проблема, касающаяся огромного числа людей. У нас в крае смертность по этой причине выше, чем в России в целом, а смертность среди мужчин активного трудоспособного возраста – значительно выше.
На осмотр – не за подписью
– В чём причина, мы инсульты лечить не умеем?
– Да нет, нейрососудистая служба в нашем крае очень серьёзная. Первые бригады оказания помощи инсультным больным у нас появились ещё в 80-х годах. Сейчас у нас работают специализированные отделения в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде; в целом выстроена система по диагностике, лечению и ранней реабилитации при инсульте. Значимо увеличилась выживаемость больных, это заслуга медицины края. Но у нас когда люди – большинство из них – обращаются к врачам? Когда уже совсем край! На «звоночки»-то мы и внимания не обращаем: ну, голова побаливает, кратковременно онемела рука или нога, на секунды было затруднение речи… – ерунда же… Гипертоническая болезнь – тоже очень серьёзная проблема современности, но вот жестокий факт: даже из тех людей, которые точно знают, что у них гипертония, адекватно лечащихся не более четверти! Остальные при скачке давления в лучшем случае глотают таблетку: отлегло и ладно. А там и до инсульта рукой подать.
– Николай Васильевич, у нас в поликлиниках зачастую «километровые очереди» даже к терапевтам, куда уж там просто со «звоночком»! А неврологов, наверное, не в каждой и найдёшь…
– Да, в этом есть проблема. Но это не должно быть поводом игнорировать симптомы нездоровья! Вот у нас для значительной части работающего населения предусмотрены профосмотры, но и тут мы нередко видим формальное отношение самих людей: «Вы мне тут распишитесь и всё». А бесплатная диспансеризация, которую любой человек может пройти раз в три года? Почему многих сограждан приходится уговаривать её пройти?
В советское время при любом крупном предприятии были медицинские подразделения, включая профилактории. При заводах и совхозах работали если не врачи, то фельдшеры или медсёстры. Как минимум, они следили за соблюдением режима труда и отдыха и могли отстранить от работы явно приболевшего человека, а в «больших» заводских поликлиниках были и процедурные кабинеты, и физиолечение, и инструкторы лечебной физкультуры. При такой системе «сгореть на работе», что нередко случается сейчас, было, скажем так, проблематично. Понимаю, что возродить такую систему первичной профилактики вряд ли получится, но хотя бы нужно каким-то образом стимулировать и работающих граждан, и их работодателей, ответственно относящихся к диспансеризации. И определённо, не должно быть того, что работники бюджетных организаций, не говоря уж о небольших ООО или ИП, боятся уходить на больничный, потому что это негативно воспринимается руководством.
Знай «классику»
– Как можно обезопасить себя от инсульта?
– Здоровым образом жизни, что подразумевает не только отсутствие известных вредных привычек. Крайне важно здоровое питание: человек есть то, что он ест. Важна и адекватная возрасту физическая активность. Это обязательные базовые вещи. Факторами риска для «возникновения» инсульта являются, прежде всего, гипертоническая болезнь, атеросклероз и дислипидемия, патология сердца (особенно нарушение ритма), сахарный диабет; избыточная масса тела и гиподинамия; табакокурение, в том числе пассивное, избыточное потребление алкоголя.
– Когда уже поздно раздумывать о визите к врачу, а немедленно нужно вызывать скорую помощь?
– Первые «классические» симптомы острого нарушения мозгового кровообращения: внезапно появившаяся асимметрия лица, слабость в руке или ноге, нарушение речи. С этого момента времени на раздумья нет совсем. Так называемое «терапевтическое окно» при инсультах с использованием современных технологий – 6 часов. За это время нужно доставить больного в специализированное отделение, с учётом времени транспортировки по нашим дорогам, а в стационаре за 30-40 минут специалисты определятся с диагнозом, тактикой ведения, возможным использованием высокотехнологичных методов лечения. В это время врачебная помощь может быть максимально эффективной, позже, увы, процесс становится необратимым…
Но мне бы хотелось, чтобы ваши читатели сделали для себя правильные выводы и не доводили себя до необратимых процессов.
Досье
Николай Назаренко.
Родился в Рубцовске в 1959 г. В 1982 году с отличием окончил Алтайский Государственный медицинский институт (лечебный факультет). В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 2001 г.– докторскую; звание «профессор» по специальности неврология присвоено в 2011 г.
Смотрите также:
- Что делать, чтобы дольше жить? Мнение кардиолога →
- Движение для сустава – жизнь →
- Где талию делать будем? →