Марал – доктор от природы

   
   

В Алтайском крае, где объявлениями о пантовых ваннах завешены все улицы краевого центра, понимают, что действие продуктов пантового оленеводства намного шире. Еще не все описано, не для всех лечебных эффектов найдены объяснения и доказательства, но исторический опыт соседства человека с маралами показывает, что этот вид благородного оленя – настоящее чудо Сибири, ходячая аптека и природный доктор.

Выносливость и восстановление

В ноябре прошлого года в крае была принята целевая программа «Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае» на 2011-2015 годы. Пантовое оленеводство, наряду с туризмом, производством меда, муки, сыра, может стать одной из основ экономики Алтайского края, а сам марал может стать узнаваемым брендом региона, тем более что практически все благородные олени этого вида в России сосредоточены на Алтае.

По словам заместителя председателя научно-технического совета по оценке инновационных технологий пантолечения, профессора АГМУ, д.м.н. Бориса Козлова, в советское время единственным разрешенным к использованию продуктом пантового оленеводства был пантокрин. Еще в 1934 году профессор С. М. Павленко предложил делать спиртовую вытяжку из пантов марала. Ее действие опробовали на бойцах, выздоравливающих после ранения во время советско-финской войны – они быстрее возвращались в строй. Также пантокрин давали бойцам-лыжникам – у них повышалась выносливость, улучшались способности, они могли не спать сутками, действуя в тылу противника. Потом препарат пантокрин широко использовался во время Великой Отечественной войны.

Для советского здравоохранения ярко выраженная клиническая картина действия была достаточным основанием для производства и применения пантокрина. Сегодня же медицина требует серьезной доказательной базы – прежде чем использовать в лечении то или иное лекарство, необходимо не только собрать доказательства его действия, но и объяснить научным языком, что и как действует. Без этого препарат не станет лекарством, не попадет на прилавок.

Ярко выраженный эффект

   
   

До начала 90-х годов единственным признанным и разрешенным препаратом из пантов был пантокрин. Потом появилась возможность регистрировать препараты пантового оленеводства как БАДы – биологически активные добавки. К 1997 году в крае выработалось два направления использования таких препаратов – оздоровительное и лечебно-профилактическое. Оздоровительное направление пантолечения стали активно развивать в селе Алтайском, а базой лечебного направления стал город Бийск, где сосредоточились предприятия переработки пантов, лаборатории их исследования. Там был взят курс на превращение препаратов пантового оленеводства в полноценные лекарственные средства. К работе были привлечены ученые Томского НИИ фармакологии, НИИ пантового оленеводства СО РАСХН, специалисты из ряда новосибирских и московских научно-исследовательских институтов, ряд исследований были проведены в Норвегии и Швеции. Крупномасштабные изыскания по применению продуктов пантового оленеводства позволили зарегистрировать два препарата на основе пантогематогена как фармстатью.

Надо сказать, что фарм-статья – это большой шаг в направлении признания пантолечения. Зарубежные фирмы тратят миллионы долларов, чтобы в фармакологическом перечне появились строчки с новыми составляющими.

В итоге в крае были выпущены две пробные партии пантовых препаратов. Одним из новых препаратов стал Кропанол, получаемый из крови марала, забранной в период роста пантов и обработанной путем низкотемпературного обезвоживания и стерилизации. Он был признан препаратом с общетонизирующим действием, который может назначаться при переутомлениях различного происхождения, снижении умственной и физической работоспособности, для реабилитации после перенесенных заболеваний и астеновегетативных нарушений различного происхождения.

Параллельно с созданием фармстатьи медицинская наука в крае продолжила клинические исследования БАДов по разным направлениям: косметология, применение в спорте, внутренние болезни, активное долголетие. Эффект везде был статистически значимым, было видно, что препараты работают. Продукты пантового оленеводства исследовались при бронхолегочной патологии, сахарном диабете второго типа, астеновегетативном синдроме. В последнем случае добровольцами стали около 400 сотрудников двух крупных банков края и студенты, которые испытывали раздражительность, слабость, повышенную утомляемость, неустойчивое настроение, расстройство сна. Препараты из пантов позволили во многом улучшить их состояние, повысить настроение и работоспособность.

Стандарт единый для всех

По наблюдениям профессора АГМУ Бориса Козлова, препараты пантового оленеводства обладают широким спектром действия, они практически универсальны. Тот же пантогематоген очень многокомпонентный препарат, но до сих пор, несмотря на многолетние исследования, не удалось до конца идентифицировать его действующее начало, так как он состоит из трех десятков компонентов. Однако ясно, что препараты из пантов незаменимы в фазе восстановления и реабилитации пациентов, для тех, кто работает в тяжелых или особых климатических условиях, для сотрудников МЧС и милиции, военнослужащих, которым необходимо повышать стрессоустойчивость и выносливость.

Сегодня препараты из пантов в международном перечне средств, обладающих лечебными свойствами, находятся в группе C. Переход в более высокую группу B даст возможность рекомендовать их применение в широкую клиническую практику. Но для этого необходимо представить экспертам не только эмпирические доказательства, но и провести множественные независимые исследования в различных научных институтах, которые придут к схожим заключениям о лечебных свойствах пантов с точки зрения доказательной медицины. Это то, что еще предстоит сделать, и краевая целевая программа по развитию комплексной переработки продуктов пантового оленеводства – первый серьезный шаг в этом направлении. Впервые государство выделило средства для изучения и продвижения продуктов мараловодства.

Также краю важно разработать подробную технологию и стандарты пантолечения, начиная с регламентированного забора биологического материала, методов транспортировки и переработки по современным требованиям, заканчивая использованием продуктов пантового оленеводства в лечении, функциональном питании, питании специального назначения, прикладной фармацевтике.

Наиболее перспективными направлениями продвижения пантовых продуктов, по мнению Бориса Козлова, являются здоровье здорового человека и активное долголетие. В первом случае идет поддержка функциональных резервов человека любого возраста, профилактика заболеваний. Во втором – удлинение и улучшение качества жизни. Чтобы по выходу на пенсию человек не вступал в так называемый «период дожития», а был активным членом общества и имел много сил для своих увлечений.

Будущее Алтая

Сегодня наука имеет три медицинских технологии пантолечения. Две из них связаны с ваннами. Ванны на основе сухого пантогематогена получили широкое распространение в стране. Уже на курортах в Сочи их предлагают под видом «Сибирского Спа», они также широко применяются в санаториях города-курорта Белокуриха и даже на многих маральниках края.

Но будущее лечебного направления пантового оленеводства намного шире. И активная работа в этом направлении приподдержке администрации Алтайского края уже идет. И, возможно, скоро Алтай бедет ассоциироваться с пантами и пантолечением так же, как Кузбасс с углем, а Тюмень с нефтью.

Смотрите также: