Алтайский край планирует потрать 7 млн рублей на участие в международной туристской выставке «Интурмаркет-2019», которая пройдёт в Москве с 9 по 11 марта. За эту сумму региону предоставят площадку 10 на 20 метров с зелёным ковролином, стульями, шкафами под печатную продукцию.
А Республика Алтай за три года получит 2,1 млрд рублей в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма». Соответствующее постановление опубликовано на сайте правительства России.
Для сравнения, на Аляске каждый доллар, потраченный на рекламу туризма, приносит экономике штата около 70 долларов, и пять долларов прямых поступлений в бюджет.
Миллионы на озера
Больше 2,1 млрд рублей до 2022 года Республике Алтай хотят выделить на развитие туракластера «Каракольские озера». Федеральные деньги пойдут на строительство и развитие обеспечивающей инфраструктуры туркластера. В 2019 году в регион направят 703,7 млн рублей субсидий.
По мнению первого замминистра экономического развития и туризма Республики Алтай Вячеслава Тупикина, всего на строительство туркластера необходимо 17 млрд рублей. На площадке предполагается создание горнолыжного курорта, средств размещения на 1,5 тыс. человек, строительство транспортной инфраструктуры - дороги до озёр, электросетевого хозяйства и прочего. По оценке замминистра создание туркластера упорядочит так называемый «дикий» туризм, который там пока процветает – люди едут на озера на машинах в поисках нетронутой природы, а иначе пока до них никак не добраться.
Оптимистичные планы властей республики по развитию кластера разделяют не все. Так некоторые депутаты Эл Курултая Республики Алтай считают, что строительство инфраструктуры кластера не будет иметь серьёзного экономического значения для региона. На озера едут люди только с «большим кошельком», кто может арендовать лошадей или вездеход. И куда больше жителей республики и туристов ездит в сторону Телецкого озера – дорогу до него нужно приводить в порядок, что даст республике больший экономический эффект. Новая инфраструктура должна служить и туристам, и жителям региона.
Есть сомнения по поводу развития кластера и у представителей туристической отрасли – не помешает ли создание нового горнолыжного курорта развитию зимних видов спорта в Чемальском районе, не отпугнут ли организованные автобусные экскурсии на Каракольские озера туристов, которые летом ищут там единения с природой?
С критикой подходов к развитию туризма в республике выступают даже представители крупных российских банков. Банкиры признают, что в регионе есть огромный потенциал для развития отрасли, но до 80 процентов федеральных целевых программ оказываются малоуспешными – создаётся плохо согласованная инфраструктура, отсутствуют кадры и отрасль их подготовки, в приоритетах – в большей степени освоение средств, чем реальное развитие туризма.
Вероятно, подход «на что дали денег – то и б6удем развивать», характерен для многих регионов страны. Отталкиваться от потребностей конкретного туриста, у многих регионов нет ни собственных денег, ни значительного числа потенциальных инвесторов. А красиво придуманный проект, под который удалось получить федеральное финансирование, позволяет надеяться, что при реализации им удасться заинтересовать и существенную часть туристов.
Сегодня в валовом региональном продукте Республики Алтай туризм занимает около 7 процентов. Он позволяет развивать и другие сферы - транспорт, торговлю, сельское хозяйство. Так или иначе, с туризмом связано около тысячи предприятий региона, включая больше трёхсот средств коллективного размещения отдыхающих – гостиницы, туристические базы, кемпинги, «зелёные дома».
В среднем на одного жителя Республики Алтай в год приходится около 10 туристов. По данным региональной статистики, четверть из двух миллионов туристов, прибывающих каждый год, предпочитает отдыхать в Майминском районе. Больше 800 тысяч – в Чемальском районе, больше 250 тысяч – в Турокачкском и около 100 тысяч – в Усть-Коксинском. 40 процентов туристов – жители Алтайского края. Каждый четвёртый - из Новосибирской области. Каждый пятый - из других регионов Сибири. И только каждый десятый – из европейской части страны. Треть туристов размещается в палатках, остальные – на турбазах и в сельских домах. Большинство приезжает на срок до пяти дней и оставляет экономике региона в среднем 3095 рублей в день.
В поисках смысла и инвесторов
Развитие туризма в Алтайском крае – всегда актуальная тема для властей региона и общественности. Потенциал и возможности есть. Не хватает денег, инвесторов, и, порой, понимания, что и как развивать. Проектов и планов множество, но несомненный успех и бренд только один – город-курорт Белокуриха - с многолетней историей.
Проекты последнего времени – «Бирюзовая Катунь», «Сибирская монета», «Барнаул – горнозаводской округ», «Золотые ворота», «Золотое кольцо Алтая», «Белокуриха-2,» и множество других, можно сказать, находятся в стадии реализации – до ощутимого экономического эффекта и восторгов туристов там ещё далеко.
По мнению начальника краевого управления по туризму Евгения Дешевых, у той же «Бирюзовой Катуни» - потенциал большой. Вопрос в том, как эту площадку сделать максимально эффективной для развития экономики региона. Для этого нужно решить несколько задач – создать доступную инженерную инфраструктуры для резидентов, привлечь инвесторов и сформировать всесезонный туристский поток. Сейчас в «Бирюзовой Катуни» зарегистрировано 24 резидента. Три работает круглогодично, остальные сезонно. Кто-то ещё строится. А треть только обдумывает планы дальнейшего развития.
Три туристических проекта Алтайского края, которые претендовали на попадание в новую федеральную программу въездного и внутреннего туризма в 2019 году не прошли отбор в Ростуризме. Действие прежней программы завершилось в 2018 году - в её рамках финансировались «Белокуриха-2» и «Барнаул — горнозаводской город».
«Провисает» в Алтайском крае событийный и зимний туризм. Этой зимой алтайские туроператоры разочаровались спросом на новогодние программы – они не вызвали ажиотажа, свободных мест было много. На спрос повлияли завышенные цены и однообразие уже наскучивших развлекательных программ с банкетами и анимацией. Да и организация таких мероприятий как, например, Фестиваль вареника «Всэ будэ смачно» с каждым годом не улучшается, что тоже не способствует привлечению дополнительных туристов.
Всего в Алтайском крае действует около тысячи субъектов сферы туризма. В регион, по официальным данным, приезжает более 2 млн туристов в год, которые приносят экономике края около 30 млрд рублей, формируя около 6 процентов доходов валового регионального продукта – примерно по 14 тыс. рублей с каждого туриста, который хочет полюбоваться красотами Алтайского края. Каждый десятый турист выбирает для отдыха Белокуриху.
Алтай за Белухой
Пока два Алтая ищут торную дорогу в развитии туризма, попытки заработать на бренде «Алтай» предпринимают соседние страны. В Казахстане город с 40-тысячным населением Зыряновск, 3 января переименовали в Алтай. Исторически рудник Алтайского горного округа, открытый рабочим Герасимом Зырыновым, теперь хочет привлекать туристов. Затраты на переименование по этому году – 3,5 млн тенге – это около 600 тыс. рублей. Нужно сменить вывески на зданиях, печати, бланки, дорожные указатели.
Директор местного колледжа строительства и транспорта сообщила, что теперь он станет называться Алтайским колледжем новых технологий, и в нем откроют отделение «туризма». Нужно привлекать отдыхающих в ближайшие природные живописные места – на Белуху, реку Бухторма.
Понятно, что жители Сибири, которые составляют костяк отдыхающих на Алтае, мимо Барнаула и Горно-Алтайска в бывший Зыряновск огромными автоколоннами не рванут – у многих уже сложился перечень предпочтений, связанных с Алтаем – места, озера, красоты, любимые горы. Но, возможно, развитие казахстанских подходов к Белухе поспособствует удобству альпинистов, которые сегодня спускаясь с горы, нередко случайно попадают на территорию соседнего государства и им приходится объясняться с пограничниками.
Для обычного туриста, который приезжает на Алтай, строящиеся кластеры, дороги, объекты, конечно важны. Но куда важнее разместиться недорого, в тепле и комфорте, гарантировано вкусно, безопасно и удобно поесть. Получить позитивные впечатления. Что случается, пока, не всегда.