Жители дома на Попова, 137, в краевом центре однажды вечером прильнули к окну – на улице что-то ярко мигало, как будто на перекрёстке с улицей Балтийской собралось с десяток пожарных машин.
Но никакого ЧП на перекрёстке не произошло, всё оказалось прозаичнее – на здание автомобильного магазина напротив повесили очень яркую галогенную рекламу, которая с периодичностью в секунду гасла и загоралась вновь. Ту же картину наблюдали жители других домов. Теперь в квартирах, окна которых выходят на улицу Попова, всю ночь сверкает иллюминация. Реклама мигает круглосуточно, сбивая жителям района сон и раздражая светом.
Проблемы с рекламой были у жителей этих домов и раньше – то шумели установщики рекламных конструкций на торце дома, то потом свет ламп, освещающих баннеры, отменил возможность добиться темноты в квартирах даже в ночное время. Но до сих пор засветка была бы хотя бы ровной. А тут включили «проблесковый маячок», от которого не спасают даже плотные шторы – через любую щель в них мигающий свет проникает в комнату и превращает сон во всполохи.
Засилье конструкций
Проблема яркой, мигающей рекламы в Барнауле не нова, но не является основной. Это лишь частность, верхушка айсберга всех рекламных проблем города. По мнению многих экспертов, в краевом центре рекламы, мягко говоря, многовато. И при этом она носит очень провинциальный, порой даже сельский характер. В частности, многие заказчики рекламы, которым никто не привил такт или художественный вкус, увлечены «большими формами». Например, рекламными конструкциями 3 на 6 метров – так называемыми билбордами.
Не так давно в городе силами энтузиастов из числа специалистов рекламной отрасли был проведён аудит 26 центральных и магистральных улиц города. На них было зафиксировано 1329 рекламных конструкций. Из них билбордов больше половины – 721 штука. А более приемлемых для горожан конструкций сити-формата, площадью около 2 кв. метров, нашлось лишь 227. Наибольшее количество рекламных конструкций установлено сегодня на Павловском тракте в Барнауле – 241, в том числе 169 билбордов, и проспекте Ленина – 208 рекламных щитов, включая 51 билборд.
Сказать, что с этим в краевом центре никто не пытается бороться, нельзя. Но борьба идёт местного значения. Городские власти недовольны самовольной рекламой, общественность – аморальной, надзорные органы – незаконной. До громкой, яркой, обильной или малохудожественной рекламы пока никому дела нет.
Проще всего избавляться от стихийной рекламы. Управления по строительству и архитектуре районов города почти еженедельно проводят рейды с целью выявления самовольного размещения рекламных конструкций. При их выявлении владельцам выдаются предписания на демонтаж. В прошлом году в одном только Ленинском районе было демонтировано почти 300 реклам. А с начала года по всему городу ликвидировано уже 112 самовольно установленных рекламных тумб, штендеров, баннеров и растяжек.
Надзорные органы края одёргивают рекламщиков пока аккуратно. В прошлом году управление федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю возбудило 201 дело по факту нарушений законодательства о рекламе и вынесло 278 предписаний устранить недочёты. По словам Степана ПОСПЕЛОВА, руководителя УФАС региона, служба старается не «кошмарить» рекламный бизнес – штрафы накладываются минимальные. Как правило – 4000 рублей с должностного лица. Юридические лица наказываются редко – в таких случаях размер штрафа составляет от 100 тыс. рублей. Из 6 млн рублей взысканий за прошлый год значительную долю составляют нарушители в рекламной сфере.
Проблема рекламы в Барнауле известна и краевой власти. Не так давно губернатор региона предписал создать межведомственную комиссию по наружной рекламе, которая должна выработать единую политику в сфере рекламы, а также упорядочить и скоординировать работу по распространению рекламных материалов. Главная цель комиссии – унификация в сфере наружной рекламы.
Замазать краской?
Общественность – наиболее активный участник борьбы с вредной и плохой рекламой. Так, именно барнаульцы требовали в своё время «убавить звук» у уличной рекламы возле двух торговых центров. Надзорные органы развели руками – закон о рекламе не предполагает ограничений по звуку. Но с владельцами конструкций удалось в итоге договориться.
Зато именно вмешательство УФАС в декабре прошлого года позволило убрать с центральной улицы оскорбительную рекламу туристического агентства, которая возмущала горожан – барнаульцам не понравился призыв поехать отдохнуть на фоне фотографии с мужчиной, который придерживает приспущенные купальные плавки. Одним из аргументов против фривольной рекламы было наличие в соседнем здании детского садика. Наиболее активно в борьбе за нравственность в рекламе проявлял себя Алтайский общественный родительский комитет – несколько лет он возмущался рекламой девушек в нижнем белье или зазывными взглядами красавиц с приличным декольте. Порой борьбой с рекламой горожане занимаются самолично. Так, два года назад барнаульский студент-семинарист закрасил рекламный баннер с девушкой в коротком платье. Краской была исправлена длина платья.
До «золотой середины» интересов горожан и предпринимателей в рекламе краевому центру ещё далеко. Но большинство специалистов рекламной отрасли края полагают, что исправить ситуацию в краевом центре можно лишь совместными усилиями самих рекламщиков. Только тогда, когда и заказчики, и производители рекламы осознают необходимость размещать выверенные, неназойливые, интересные и красивые обращения к потребителям – только тогда реклама в городе станет снова заметной и приемлемой для людей.
Мнение власти
Татьяна ЗЯБЛОВА, главный художник отдела перспективного развития, городского дизайна и рекламы комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула:
– Жалобы горожан по поводу громкой или яркой рекламы в Барнауле бывают – не часто, но регулярно. Если рекламная конструкция стоит на земле – она находится в ведении города. А разрешение на размещение рекламных конструкций на зданиях дают администрации районов.
Проблема в том, что нормативных актов, которые регулируют освещённость рекламных конструкций, нет. И администрации районов не могут впрямую запретить эксплуатацию излишне яркой рекламы. Можно попытаться получить заключение об уровне шума или освещённости от санитарных служб.
Обычно администрация районов всё-таки уговаривает предпринимателей уменьшить яркость или громкость. Мы все живём в единой городской среде, которая должна быть удобной и комфортной для всех.