Перевозчики Барнаула опять просят увеличить стоимость проезда в общественном транспорте. С таким предложением они обратились к администрации Барнаула. По их словам, повышать тариф нужно было давно, а пандемия только усугубила положение. Горожане ожидаемо недовольны. Никому не нравится очередной рост обязательных платежей. В мэрии проанализируют ситуацию и вынесут
вердикт. Последний раз тарифы для городского транспорта поднимали в январе 2019 года.
Нечем платить водителям
Перевозчики предлагают увеличить стоимость билета для автобусов и электротранспорта с нынешних 23 до 27-35 рублей, для маршруток – с 25 до 30-35 рублей. Транспортники уверяют, что их пассажиропоток упал более чем наполовину.
«Это связано с коронавирусом, поскольку школьники и студенты, перешедшие на дистанционное обучение, перестали ездить, – пояснил исполнительный директор ассоциации пассажирских перевозок Барнаула Николай Долженко. – Летом пенсионеры обычно каждый день ездят на дачи, а сейчас стали уезжать сразу на длительный срок. Многие предприятия не работают до сих пор. Каждая организация озвучила свои предпочтения по тарифам. Они действовали самостоятельно. Но никто же сегодня не сделает тариф 40 рублей. А отрасль поддерживать нужно, если хотим её сохранить. Есть ведь федеральные и региональные программы. А техника всё старее, всё ниже профессиональный уровень водителей из-за низкой зарплаты. Всё упирается в деньги».
Перевозчики уверены: дальше оттягивать нельзя. Иначе дойдёт до разорения предприятий. По их словам себестоимость провоза одного пассажира в Барнауле составляет 35 рублей. Однако никто не верит, что цену на проезд повысят до такой суммы. Обычно власти принимают Соломоново решение. Последнее время сложилась следующая тенденция: плюс два рубля каждые два года.
«Мы подавали заявку на пересмотр тарифов ещё в феврале – до событий с коронавирусной инфекций. Хотя она тоже очень сильно усугубила наше положение», – отметил директор компании-перевозчика Роман Аропов.
В целом аргументы транспортников стандарты: рост цен на ГСМ, электроэнергию и запчасти, необходимость платить зарплаты водителям, кондукторам, техникам, вложения в ремонт подвижного состава или покупку нового. В январе 2019 года тарифы повысили осторожно – на два рубля. По словам Романа Аропова, это меньше чем просили, но позволило хотя бы немного рассчитаться за топливо. Участники рынка уверены, что государство должно поддержать их бизнес.
Уплотнение и оптимизация
«Я многодетная мать, у меня нет лишних денег, поэтому я против идеи повышения цен на проезд, – высказала недовольство жительница Барнаула Мария Лисавенко. – Почему их проблемы должны решаться за счёт пассажиров? Почему лишнюю финансовую нагрузку распределяют на потребителей? С ростом тарифов, наверное, подорожают и проездные, а зарплаты не растут.
Пассажиры отмечают, качество сервиса и состояние транспорта все эти годы только ухудшается. Автобусов на маршрутах всё меньше, вечером уехать сложно. Перевозчики стремятся, чтобы транспорт всегда ходил полным. Так им экономически выгодно. Из-за этого увеличивается интервал движения, страдают получатели услуги.
«Автобусы большой вместимости меняют на неудобные маленькие маршрутки. Эти тесные «Газели Next». Кто придумал закупить их в наш город? Двум взрослым людям невозможно разойтись в проходе, особенно зимой», – продолжает Мария Лисавенко.
Вопрос обоснованности поднятия стоимости проезда рассмотрит координационный совет по ценообразованию Барнаула. Но перед этим пройдёт экспертиза, где дадут оценку затрат перевозчиков и проанализируют пассажиропоток. Анализ прошлых требований показывает, что цену они всегда предлагают выше, чем потом оказывается на деле. Похоже, какое бы решение не приняли власти, до конца оно не устроит ни одну из сторон.