В Москву на «Интурмаркет» Алтайский край вывез наряду с традиционными сырами, медовыми пряниками, казачьими песнями-плясками и керамику мастера-гончара из Белокурихи Михаила Бывших.
На выставке он представил свою коллекцию «Южный ветер», которая соединила в себе впечатления о двух последних поездках Михаила – в Узбекистан и на Крит. Необычны эти удивительные изделия прежде всего из-за росписи минеральной глазурью.
«Мой наставник Алишер Назиров для создания такой глазури использует особое растение – солерос. Он случайно увидел это растение на фотографиях пейзажей Алтайского края, – рассказывает Михаил. – Место произрастания находится на одном из солёных озёр в Угловском районе. Там и берём сырьё для переработки».
Корреспондент АиФ-Алтай пообщался с Михаилом Бывших и узнал, почему, по его мнению, керамика - это мужское дело.
Гончар – профессия мужская
Елена Чехова, АиФ-Алтай: Как ты к этому ремеслу пришёл?
Михаил Бывших: Я учился в университете в Москве. Но понял, что не хочу продолжать… Хочу искать профессию более честную, интересную. Поехал в Россию – в Омскую область, Краснодарский край.
– Как Максим Горький – по Руси-матушке в поисках правды жизни?
– Вроде того. C рюкзачком за плечами. Пожил там, пожил здесь. Многие занятия попробовал. В селе Окунево Муромцевского района Омской области познакомился с керамистом. И он, и его занятие мне очень понравились. Там же встретил своего первого наставника, замечательного мастера Андрея Анатольевича Задерия. Он сам с Рязани, но живёт в Омске. Мой первый ножной гончарный круг – это его подарок. И первая печка была собрана под его руководством из разрушенной туннельной печи. Он меня направил на путь истинный. Керамика затягивала потихонечку, я тогда параллельно и сельским хозяйством занимался. Но затянула настолько, что я уже по-другому и не могу.
– Однако не популярное у современных молодых людей увлечение – глина.
– Женщин, конечно, в керамике больше, чем мужчин. Но убеждён: гончар – профессия мужская. Потому что она требует и физических усилий, и технического подхода. Ведь керамика – это прежде всего технология. Технология формовки, обжига, обработки. И вообще это нелёгкое дело.
– А на Алтай-то каким ветром занесло?
– На Алтай я ехал целенаправленно. Гончарить начал в селе Куяча. Это в Алтайском районе. Мне нравились места поглуше, где жизнь потише. Но потом появилась острая необходимость в деньгах. А я, когда учился в университете, работал в ресторанно-гостиничной сфере. Ну, меня с радостью взяли в Белокурихе в ресторан. И тут я осел, перестал кататься. Выбрал себе Белокуриху местом жительства. Теперь у меня вся жизнь здесь – женился, дочка родилась.
Нужна школа
– Место для жизни выбрано. А керамика – окончательная точка твоих профессиональных исканий?
– А дети придут? Интерес к такому занятию у них есть?
– Конечно! Уже 40 человек готовы прийти в такую школу. Но я возьму только нескольких из них.
– Для тебя что важно получить: чтобы они были заняты, чтобы у них было интересное времяпрепровождение?
– Нет, социальный эффект от этого проекта для меня постольку-поскольку. Для меня важно другое. Я служу искусству, я служу керамике. Я хочу, чтобы керамика жила. Керамику делают люди. Поэтому у них должна быть возможность обучиться и продолжать многовековую историю керамики. Талантливых много. Трудоспособных много. А вот условий для них нет.
– Но разве ты не создавал сам себе условия для занятия керамикой?
И народное, и современное
– Ты по старинным технологиям изделия в молоке «вывариваешь»?
– Это технология молочного обжига. Я не являюсь его ярым фанатом, хотя так научен был Андреем Задерием, своим первым наставником. У такой керамики много поклонников. Её все понимают, все принимают. Но я постепенно понял, что это не совсем функциональное покрытие, оно в большей степени декоративное.
– А вообще в керамике много технологий?
– Да, конечно. И я пробую себя во многих направлениях. Казалось бы, чего там – керамика и керамика. Но даже материала огромный спектр: красная глина, майолика, фарфор, фаянс, каменная масса. А глазури! Есть и щелочные, и борно-щелочные, и полевошпатные, потёчные, непотёчные… Краски бывают натуральные, бывают пигменты, которые на заводах производятся. Бывают окиси. Бываю соли. И когда всё это начинаешь изучать, понимаешь, что это целая наука.
Я какое-то время работал исключительно в русской народной керамической традиции. Но вскоре мне стало тесно в этом направлении. Недавно заявлялся на международный фестиваль декоративно-прикладного творчества и заявлялся уже в направлении «современное искусство». Потому что только в «народное» то, что делаю, уже не подходит.
Досье
Михаил БЫВШИХ.
Родился в городе Балаково Саратовской области. После окончания физико-математического лицея поступил одновременно в три московских вуза: РУДН, РГТУ и Плехановскую экономическую академию по специальности «Международные экономические отношения» (с углублённым изучением романских языков). Серебряный призёр молодёжных Дельфийских Игр России и СНГ в номинации художественные ремёсла и промыслы, а также участник и победитель других конкурсов и фестивалей. Лауреат премии Президента России. Народный мастер Алтайского края.