Примерное время чтения: 9 минут
56

Ольга Ратушная из Барнаула победила в телешоу для бывших заключенных

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ-Алтай" 07/08/2013

Сейчас Ольга живёт в Одессе, где и проходили съёмки телепроекта. Снимает довольно скромное жильё в частном доме. Таксует на выигранной машине. И строит большие планы на будущее.

Ольга Ратушная, участница шоу для бывших заключенных: «На проекте я обрела желание жить» >>

История, как не надо жить

– Оля, как ты попала в тюрьму?

Какая судьба у алтайской героини телепроекта для бывших заключенных? >>

– У меня была мечта: я хотела жить в собственной квартире. Денег накопить не удавалось, и я решила организовать покушение на свою начальницу. Нашла отчаянных ребят, которые согласились связать её и удерживать, пока будем забирать деньги из сейфа. Но парни переусердствовали и чуть не задушили её. Слава богу, трагедии не произошло. Но я села, а муж, с которым прожили, как мне казалось, десять счастливых лет, меня так и не простил: моя начальница была его хорошей знакомой, так что эту историю он расценил как моё предательство.

– Как складывалась твоя жизнь после зоны?

– Вышла на свободу – работы нет, надежды нет. Муж, обещавший ждать из тюрьмы, в первый же день потребовал развод: у него уже была другая женщина и родился ребёнок. Как я себя чувствовала?.. Меня использовали и выбросили, как презерватив.

Тогда я буквально жила на колёсах – у меня не было ничего, кроме моей машины, и я неделями спала прямо в салоне. Я ласково называла автомобиль своим женихом, Маркушей (у Оли была Тойота Марк II – прим. ред.)… Это всё от отчаяния. Знаете, если бы не проект, меня бы уже не было на свете. Я ехала в Одессу с таким планом: пожить у моря, отдохнуть, потом вернуться в Барнаул и покончить жизнь самоубийством.

 

Фото из архива Ольги Ратушной

 

– Как считаешь, примеры участниц проекта могут кому-то чем-то помочь?

— Надеюсь, да! И моя история, и судьбы других девочек на проекте – примеры того, как не нужно жить. В том, что мы оказались на краю, нам некого винить, кроме себя. Никто не толкал нас на преступление. За эту ошибку приходится платить слишком большую цену. Не вернёшь тех лет, что мы провели в тюрьме, молодости, красоты. Навсегда теряешь семью. К сожалению, тех, кто сидел (особенно женщин), видно сразу. По глазам…

ЛюБить по-русски

– Ольга, на проекте вы снимали социальный ролик про насилие. У тебя очень убедительно получилось. Что-то подобное приходилось пережить самой?

– Да, про насилие в семье, о котором мы снимали, знаю не понаслышке. После развода я искала любви. И через какое-то время в Барнауле познакомилась с парнем Стасом. Тогда я не знала, каким адом это обернётся. 41 год человеку, а он валяется на диване или сидит перед компьютером. Я его дважды пыталась устроить на работу, но он же не умеет работать. Привык, что ему мама сигареты носит. А потом я появилась…

Живя с ним, подвергалась риску каждый день. Он сломал мне руку, от него я получила травму ноги… У меня были ужасные отношения с родными, я жила в машине, а к Стасу ходила только потому, что мне, как любому человеку, хотелось поесть, поспать на кровати и помыться. Платить дважды в день по 350 рублей в бане я не могла, иначе на что оставалось бы жить?

Однажды я ему сказала, что мы расстаёмся, и поехала ночевать к подруге. Утром, когда подруга ушла на работу, – звонок в дверь. Открываю – он стоит. Вычислил, где я, по моей машине, и всю ночь ждал в подъезде. Когда он достал нож, я поняла, что мне конец. Спасло чудо – Стас сел в кресло и почему-то стал зевать. Не знаю, как я через него перепрыгнула, сбежала вниз и выскочила на улицу. Я неслась, как угорелая, по снегу, а на мне только футболка и штаны… Вы удивитесь, но даже после этого мы снова сошлись.

— Как считаешь, может ли быть любовь оправданием насилия?

— Нет, это я точно могу сказать! Даже на проект я приехала со сломанной рукой: незадолго до отъезда Стас избил меня. Гипс сняли буквально перед самолётом. Мы Верой Коваленко из Екатеринбурга (тоже участница проекта – прим. ред.) в жизни испытывали насилие, поэтому вжились в роль моментально. Когда мы сидели и смотрели то, что получилось, я осознала, как ужасно то, что происходит в семьях за закрытыми дверями. И ещё поняла, что не должна жить с таким человеком и не буду! Жизнь и здоровье в сто раз дороже.

Бегом из прошлого

– Как ты стала участницей проекта?

– Это, скорее, заслуга моей мамы: она смотрела два предыдущих сезона и предложила заполнить анкету – вдруг получится? А мне тогда было всё равно. Думала: если от меня отвернулись родные люди, зачем я нужна чужим? Но почему-то записала телефон редакции и позвонила. Мне предложили приехать. Я сейчас понимаю, что это уже была маленькая победа. А тогда просто чувствовала, что хочу сбежать – неважно куда. Только бы подальше от прошлой жизни.

– Жизнь под камерами стала испытанием?

– Сейчас, пересматривая проект, ужасаюсь, какая же я была капризная! Меня всё раздражало, истерика могла начаться в любой момент. Например, на уроке кулинарии. Я в жизни не готовила ничего сложнее варёных яиц и салата из помидоров. А нас учат котлету по-киевски делать!.. Мне казалось, что я занимаю чьё-то место.

Даже в Одессе я ещё какое-то время размышляла над самоубийством. Не спала, почти не ела, меня всё раздражало. Очень помогло общение с психологами. Иногда беседы продолжались до 3 часов ночи. И постепенно страх стал проходить, плохие мысли ушли, появилась надежда. Тогда я впервые за долгое время смогла выспаться. А теперь понимаю: то, что я оказалась в Одессе, – счастье.

– А какой самый счастливый момент был?

— Без вопросов – поездка в дельфинарий. В Барнаул как-то приезжал дельфинарий, но тогда у меня хватило денег только на билеты маме и отцу. Так что в жизни никогда не видела дельфинов, а тут с ними даже плавала! В полтора годика такая «рыбка» уже больше меня и хочет играть со мной – подплывает, тычет в спину! А другой дельфин при этом ревнует. Не купанье, а бразильский сериал!

Фото из архива Ольги Ратушной

Выиграла желание жить!

– Время, проведённое на проекте, чему научило?

– В первую очередь я научилась справляться с трудностями и бороться со страхами. Раньше и представить не могла, что выйду, например, на подиум и сотни людей будут смотреть на меня, как, например, на модном показе OdessaFashionDay. Да ещё в свадебном платье! Правда, замуж я уже выходила. И моё платье было очень похоже на подиумное, только со шляпой и перчатками. Но тогда мой подвенечный наряд муж пропил где-то через месяц (везло же мне на мужиков!).

А чего мне стоили танцы в городском саду Одессы? Я всю жизнь себя считала нескладной, неуклюжей…

– Думала, что победишь?

– Нет, конечно! Мне в жизни никогда не везло, и уж тем более я ничего не выигрывала. Изначально я вообще думала, что вся помощь, которую нам предлагают, – чистая формальность. Но здесь я нашла людей, которые любят меня ни за что, такой, какая я есть. Чего не было, увы, в Барнауле…

Когда нас на проекте осталось трое, я позвонила маме и сказала, что мы уже победили. И если бы машина досталась Вере или Лизе, поверьте, счастья было бы не меньше. Я получила здесь бесценный подарок – багаж знаний и огромное желание жить.

— Теперь ты живёшь в Одессе. Какие планы?

— В сентябре хочу пойти учиться на диктора к Татьяне Франциан (преподаватель сценической речи и актёрского мастерства, была классной дамой на проекте – прим. ред.). Хочу работать на радио. А пока таксую на своей машине, так что деньги есть. Какая разница, где «бомбить»? Правда, в Одессе это называется «кастрюлить». А что будет дальше? Круто всё будет!

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах