Есть, к примеру, апробированные способы «борьбы» с переполненными дворовыми мусорными баками. Есть механизмы ликвидации т.н. стихийных свалок (хотя никакая не стихия их творит), и т. д. А вот с ответом Маргарите Белоруковой из Заринского района мы затруднились.
Потому что у нее не было «предметной» претензии: она опечалена общей антисанитарной картиной, видимой ею во время рабочих разъездов по краю. Потому что на вопрос «не стыдно нам всем?», может быть только один, утвердительный, ответ («А еще туристов в гости активно зазываем, при неубранном-то доме!»). Потому, что за ответом на вопросы, представляет ли кто-нибудь масштаб проблемы, и будем ли мы ее в крае «как-нибудь» решать, нужно было идти к «знатокам».
Увеличение в разы?
Масштаб «мусорной» проблемы оказался очень велик. По данным Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, за 2011 г. на территории края образовалось 2,7 млн тонн отходов. При этом за последние 5 лет объем ежегодного образования отходов увеличился на 77 %, а к уровню 2002 г. вырос в три раза. В Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края не скрывают, что «при учете несовершенства системы официальной статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз».
Объемы и темпы накопления отходов потребления и слабое развитие их вторичной переработки приводит к тому, что захоронение на свалках является основным методом их утилизации. По сведениям Управления, более 90% «мест размещения» ТБО не отвечают требованиям санитарных правил; практически не ведется рекультивация отработанных участков, а это приводит к расширению территории полигонов.
А ведь для края актуальна и утилизация агропромышленных отходов, и «продуктов производства» прекративших деятельность опасных химпроизводств и производств взрывчатых веществ. По «букве» эти объекты государственные, по факту – бесхозные, со всеми вытекающими последствиями.
«Местные» не справляются
По законодательству вопросы, связанные со сбором (и т.д.) бытовых и промотходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако практика показывает, что они – органы – не способны обеспечить их полноценное исполнение. К примеру, из наших городов и сел централизованно вывозится лишь от 30 до 40% ТБО.
И то сказать: всего в крае имеется 190 мусоровозов, из них лишь 35 работают на селе. Зато несанкционированных свалок – только успевай считать. Только за последние полтора года природоохранными органами в регионе было выявлено более пятисот таковых. Свыше трехсот из них были ликвидированы «местными» властями в досудебном порядке, к «зачистке» большей части из оставшихся пришлось понуждать по суду.
В значительной мере сложившаяся ситуация объясняется объективными причинами: недостаток средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций…
Зачастую решения «об удалении образующихся отходов» в теории имеют межмуниципальный характер, а это предполагает значительные оргсложности. А уж такие возможные решения, как создание полигона захоронения отходов, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторсырья, требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям.
И заводы построим, и вред подсчитаем
«Сакраментальный» вопрос: что делать с этим «богатством»? Подходом к решению проблемы стала разработанная в 2011 г.
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории края до 2020 г. Как рассказал нам и.о. начальника регионального Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Авцинов, она является основой для долгосрочной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012– 2016 и на перспективу до 2020 г.
Не будем подробно излагать ряд ключевых направлений, содержание которых интересно сугубо специалистам (разработка межмуниципальной схемы очистки территории, формирование единой информационной системы и т.п.).
Отметим, что речь предметно идет и о развитии инфраструктуры (от создания сети приемных пунктов до строительства полигонов ТБО, мусоросортировочных станций и перерабатывающих комплексов, в т.ч. промышленных и сельскохозяйственных отходов). И – что очень важно – об оценке и возмещении экологического вреда, накопленного в результате «прошлой хозяйственной деятельности».
Постыдимся себя и внуков!
Программа рассчитана на два этапа. Сейчас идет первый (2012-2013), по оценке Авцинова, наиболее сложный. Тут весь массив нормативно-организационной работы, а также первоочредные мероприятия по строительству полигонов, на которые уже имеется прошедшая госэкспертизу проектная документация. Второй этап – с 2014 по 2020 гг. – предполагает масштабное строительство объектов и реализации проектов по переработке отходов производства и потребления с участием инвесторов.
В крае уже предпринимаются шаги по развитию этой проблемной отрасли.
Это все, конечно, не значит, что нам, согражданам, стоит сложить руки и ждать, когда ответственные за реализацию Программы доведут свое дело до конца. Кстати сказать, одно из ее ключевых направлений – просвещение и экологическое образование, чего многим из нас явно не хватает. Как и элементарной культуры.
Согласитесь, пакет с мусором бросает мимо контейнера не чужестранец, случайно заблудившийся в нашем городе, в деревне Ивановке отходы за околицу вываливают не жители Петровки соседнего района (и наоборот) и так далее. Так что каждый из нас прямо сейчас может «подключаться» к борьбе за чистоту. Чтобы стыдно не было.
К СЛОВУ
«Химия» ждет «паровоза»?
«Больная» для края проблема – ликвидация непригодных (устаревших и запрещенных к применению) пестицидов. За
последние 5 лет за счет краевого бюджета было ликвидировано более 500 бесхозных мест хранения ядохимикатов (в основном токсичных отходов I и II классов опасности).
Почти вся «химия» переупакована и складирована на складах временного хранения с целью последующей утилизации (суммарно это более 4000 тысяч тонн., – прим. ред.). Так как в России отсутствуют технологии переработки и обезвреживания таких отходов, решением проблемы в настоящее время является размещение их на специализированных полигонах в г. Томске и Омске.