Примерное время чтения: 8 минут
191

Причина подростковых суицидов – деформация института семьи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ-Алтай" 09/11/2011

Страшно представить, насколько это число изменится к концу года, особенно, если вспомнить, что за каждой цифрой стоит чья-то конкретная и, очевидно, не самая счастливая жизнь.

О том, что ситуация с детскими самоубийствами «крайне опасная и чрезвычайно тревожная», весной во время визита в наш регион обратил внимание уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов.

Тогда как раз весь край обсуждал мартовскую историю повесившейся в Змеиногорском районе 16-летней девушки и февральскую трагедию в селе Куликово, где в заброшенном доме было обнаружено тело 13-летней школьницы – она повесилась на ремне от школьной сумки…

Что скрывает «благополучие»?

– На самом деле количество детских самоубийств больше, так как Минздрав фиксирует только случаи безусловного суицида. А все остальные списываются на смерть по бытовым причинам и травмам, – отметил тогда омбудсмен. А в Твиттере написал, что намерен сообщить президенту об участившихся случаях детского суицида в Алтайском крае.

Между тем статистика детских смертей продолжает расти...

– Почему так происходит, – на этот вопрос однозначного ответа вам не даст никто, – говорит заместитель главного врача Алтайского краевого психоневрологического диспансера для детей, детский психоневролог Нина Соловьева. – С момента, как я наблюдаю за детскими и подростковыми суицидами, какой бы то ни было закономерности отследить не удалось. Нельзя сказать, что чаще всего самоубийства детей происходят в неблагополучных семьях – случаются и в благополучных.

Опять же, что такое «благополучная семья»? Она может быть внешне благополучной, а кто знает, что там внутри? Также нет взаимосвязи между образованием: студент это училища, техникума, вуза или просто безработный.

Казалось бы, вот парень поступил в институт, осуществил свою мечту, что еще надо? А он идет и совершает самоубийство. Среди детей и подростков, состоящих на учете психиатра, случаи суицида очень редки – потому что они находятся под пристальным вниманием.

На примере наших только детей какую-то статистику – кто и почему совершает самоубийства – составить невозможно. Если взять в целом по стране, конечно, чаще всего это творческие ребята, умненькие. Дурачки до этого не додумываются… Единственное, что можно отследить – способ суицида – в 94% случаев (а в этом году все 100%) это повешение. И еще одна тенденция – в последнее время из жизни уходит больше девочек, чем мальчиков.

Объясните: все будет, но не сразу!

– Но хоть какие-то закономерности проследить можно? Опасный возраст, наиболее распространенные причины...

– Чаще всего суициды совершают подростки 13-16 лет, самый критический возраст – 15 лет. Встречаются случаи, когда из жизни решают уйти и 9-10-летние дети (гораздо реже). Самая частая причина в подростковом возрасте – несчастная любовь. Конфликтные ситуации в семье, в школе, неуспеваемость – это все на последнем месте. Но надо понимать, что подростки – это непредсказуемый возраст, и подтолкнуть их к такому шагу порой могут самые неожиданные и пустяковые, на первый взгляд, причины.

Кроме того, чаще суициды совершают дети и подростки в селе. Наверное, тут имеет значение неустроенность, незанятость, отдаленность от детей родителей, которые заняты, прежде всего, материальными вещами: много работают и не могут посвятить достаточно времени ребенку, лишний раз поговорить с ним.

И их трудно в этом обвинить – они должны зарабатывать деньги, чтобы прокормить своего подростка, достать деньги для его поступления… А если не зарабатывают, пьют. От таких родителей дети не то что общения, ничего кроме сквернословия и грубости не слышат и не видят.

Почему именно в селах подростки так хотят идти в армию? Потому что вокруг них безнадега полная, а там им будет лучше, они будут прапорщиком, потом еще кем-то – почувствуют свою значимость. А еще они видят по телевизору «красивую жизнь», сравнивают с этими благами свои реалии и понимают, что им этого никогда не достичь...

Ведь желаний у детей и подростков очень много. Но они часто не реализуются. И они же видят, что другие это имеют...

Если еще и родители говорят: какой ты хороший, красивый, тебе надо то, то и то, но нет для этого возможности – это тоже плохо! Родителям надо объяснять ребенку, каковы семейные возможности, говорить: давай сначала так попробуем, затем так и потом своим трудом ты добьешься цели. Надо показывать какой-то поступательный путь.

Нереализованные мечты…

– Опять же, если есть общение в семье…

– Да, все-таки я склоняюсь к тому, что у нас не стало общения в семье и это, наверное, главная причина сложившейся ситуации. Даже в случаях, когда ребенок ничего не рассказывает (из подростков иногда невозможно что-то вытащить): вот пришел он без настроения, видишь, что что-то не так, что-то случилось, спрашиваешь, почему он такой. Можешь ничего не услышать, получить лишь агрессию в ответ, хотя он тебя любит. Нужно уметь подойти, расположить к себе, да даже разговор «ни о чем» поможет убрать плохие мысли у него. Для этого надо просто общаться и, тем самым, строить доверительные отношения.

Произошла серьезная деформация института семьи: преемственности, каких-то обычаев. Раньше люди тоже работали и тоже, порой, поговорить с ребенком не имели возможности. Но тогда рядом с детьми, если нет мамы – есть бабушка, нет бабушки – есть дедушка, еще кто-то, кто поговорит, поддержит, подскажет что-то… А сегодня бабушки и дедушки рассуждают: мы вас вырастили и все, живите своей жизнью.

И школа сегодня как-то отстранилась от детей. Закончились уроки – все, до свидания, иди домой. А ведь раньше мы вокруг школы жили. Уроки закончились, домой сбегаешь пообедать и обратно: кружки, площадки, секции – все дети на виду.

И не было понятия «платно»-«бесплатно» – все было доступно для детей всех уровней. В наше же время тоже семьи разнились: кто-то получше живет, кто-то похуже, у кого-то машина есть. Но не надо было родителям думать, как же заплатить за эти занятия, и не думали дети: этот пошел туда-то потому что за него заплатили, а я не могу, потому что за меня не заплатили.

Сейчас другое время. К нам приходят хорошие умненькие ребятишки, которые умеют, например, рисовать, но у мамы нет денег, чтобы заплатить за художественную школу – она не знает как за квартиру-то заплатить… Разве это не проблема? Так что все сводить к одной причине неверно и неправильно говорить: посмотрите на своих детей, какие они у вас милые и хорошие, сходите с ними в театр, а если не пойдете, будет вам суицид!

Ну, это же крайность! Нормальный родитель и сам знает, что и как ему делать. Но нужна какая-то доступность, что-бы та же мама-учительница могла пойти в театр с дочкой и заплатить не 500 рублей, а 20.

Я  недавно прочитала: в Турции на матчи футбольные (они же на этом помешаны), родители с ребенком могут пройти бесплатно. О чем-то же там думают! А у нас? Если ребенок хочет поступить в вуз и знает: да, я много читаю, много знаю, много вижу, но я не смогу получить высшее образование, потому что у мамы нет денег. Каково ему, если эта мечта невозможна?

К СЛОВУ

Всего в 2010 году в Алтайском крае 1039 человек наложили на себя руки. Если нарисовать портрет человека, совершающего суицид, то это будет мужчина 25-30 лет, проживающий в сельской местности, окончивший институт, отслуживший в армии, но не реализовавшийся социально.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах