Примерное время чтения: 6 минут
104

Указ не приказ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. "АИФ-Алтай" 10/03/2010

Яркая иллюстрация к этим размышлениям – реализация президентского Указа от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Согласно этому нормативному акту, многодетным семьям предоставляется скидка на оплату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией в размере не менее 30%. Прекрасный Указ, движимый благими мотивами, долгое время оставался лишь декларацией намерений, не имеющей реального воплощения. И почти уже канул в Лету, как вдруг всплыл из забытья и получил вторую – весьма скандальную жизнь…

Многодетные не дремлют!

Указ вступил в силу 1 июля 1992 года. Однако порядок предоставления этой льготы в нем так и не был прописан. Регионы (Алтайский край в частности) не определили категории семей, которые относятся к «многодетным и нуждающимся в дополнительной социальной поддержке». А Минфин и Министерство соцзащиты (которым это было тогда поручено) не разработали порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом. В результате право на льготу у многодетных семей есть, а кто ее должен предоставить и оплатить – неизвестно.

В Алтайском крае вокруг интересного и малоизвестного Указа стояла тишина, пока не возник прецедент: одна осведомленная гражданка – барнаульская учительница, многодетная мать – подала в суд на ТСЖ. Она требовала от товарищества уменьшить размер платы за пользование коммунальными услугами (что предусмотрено Указом) и взыскать задолженность и проценты «за пользование чужими денежными средствами». Учительница выиграла суд, теперь она получает утвержденную Ельциным скидку на «коммуналку» и консультирует других многодетных, как добиться того же успеха. Женщина создала в Интернете сайт, где разместила пошаговую инструкцию, как выбить деньги из ТСЖ.

В результате удачного прецедента в суды города потекли иски, в которых многодетные родители требуют от ТСЖ, УК и ЖЭК исполнить обещанные государством обязательства…

Скидка за счет ветеранов?

– Поддержка многодетных – это хорошо. Но почему оплачивать государственные обязательства должны соседи льготников? – недоумевает председатель ТСЖ «Кедр» Борис Кириллов. – Получается, раз в Указе президента не прописан источник и порядок финансирования, и необходимого регионального закона нет, суды на местах принимают решения взыскивать скидку на коммунальные услуги с ТСЖ. Но мы, ТСЖ, существуем исключительно на свои деньги – на то, что собираем с квартир на содержание и обслуживание дома, оплату коммунальных услуг. И чтобы выполнить такие судебные решения, стоимость скидки должны раскидывать между жильцами. У нас в доме сегодня живут и малообеспеченные, и афганцы, и чернобыльцы, и ветераны труда, и репрессированные, и другие льготники. И что, мы с них будем собирать деньги, чтобы оплатить скидку на ЖКУ многодетным соседям?

Озабоченность Кириллова вполне объяснима – недавно с заявлением на предоставление скидки к нему как председателю ТСЖ обратилась многодетная семья из его дома. И теперь надо думать, как с минимальными потерями выбираться из сложившегося положения.

Поиски справедливости Борис Кириллов вел по всем фронтам: написал и в Главалтайсоцзащиту, и в АКЗС, и губернатору, и в Минфин, и президенту. Главный тезис обращений: «Мы, члены ТСЖ, подобных обязательств многодетным семьям не давали, поэтому считаем, что этот документ (Указ 1992 года) – не действие, а перечень намерений и, просим проработать механизм предоставления льгот».

Петр кивает на Ивана, Иван – на Петра?

Ответы пришли. Да какие…

Зам начальника Главалтайсоцзащиты Ретенко на обращение Кириллова ответил, что закон Алтайского края «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей…» содержит ряд соответствующих мер, однако скидка в 30% на оплату ЖКУ в этот перечень не входит. По мнению Главного управления, «расходы по предоставлению многодетным семьям льгот (…) в соответствии с Указом (…) должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета ввиду неурегулированности вопроса распределения данных расходов между бюджетами всех уровней».

Однако Минфин рассудил иначе: «Согласно ст. 26.3 ФЗ №184 … решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных), отнесено к полномочиям субъектов РФ, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом средства на указанные цели в федеральном бюджете не предусматриваются». С учетом этого, по мнению Минфина, «субъекты РФ должны принимать свои нормативные правовые акты, предусматривающие и финансирование мер социальной поддержки многодетным семьям».

Между тем арбитражные суды (в том числе Алтайский, Федеральные арбитражные суды Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского округов), рассматривая дела, связанные с предоставлением социальной поддержки многодетным семьям, как правило, исходят из того, что эти расходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. А отсутствие порядка распределения расходов на выплату компенсаций не может являться основанием для возложения расходов на предоставление льгот на коммерческую организацию за счет ее собственных средств».

– Петр кивает на Ивана, а Иван – на Петра? – вновь задается вопросом Борис Кириллов.

Что делать?

Пока высокие инстанции на бумаге перекидывают друг с друга неприятную обязанность оплачивать коммунальную скидку, большинство регионов просто-напросто приняли свои законы, где прописали источник финансирования – региональный бюджет. У нас же ситуация замерла на нулевой стадии. Видимо, мало было прецедентов; не прослышали о льготе многодетные жильцы домов, обслуживаемых не ТСЖ, а управляющими компаниями, собственники которых, зарабатывающие на управлении домами и умеющие считать деньги, вряд ли захотят из своего кармана оплачивать какие-то государственные гарантии.

P. S. Напоследок приведем цитату из пришедшего Кириллову ответа из АКЗС: – Комитетом по социальной политике подготовлен проект закона, предусматривающий предоставление компенсации многодетным семьям за предоставленные коммунальные услуги. Однако принятие законопроекта станет возможным только при условии улучшения экономической ситуации в стране и регионе и увеличения доходов краевого бюджета, – сообщила председатель комитета Ирина Солнцева.

Формулировка хорошая… ясная без перевода: «Когда рак на горе свиснет»!

Пока же Борис Кириллов, а также другие члены ТСЖ продолжают разводить руками: «Нам-то что делать?».

Внимание!

Просим считать данную публикацию официальным обращением к администрации Алтайского края и депутатам Алтайского краевого законодательного собрания с посылом: разобраться в сложившейся ситуации.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах